ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Кам


 

Н.Д. Конаков, Н.Д. Конаков © 1999

хранитель огня

К. живёт в избушке, находящейся в глухом лесу (или на небесах), подобно Бабе-Яге (Ёме). Как и ей, ему прислуживают волки. К. враждебен людям, но отпускает тех, кто отгадывает заданную им загадку. Основной функцией К. является охрана находящегося в его печи огня, который он постоянно раздувает. К. обладает огненным дыханием, а его смерть находится в самой раскаленной головне из имеющихся в его печи. Убивает К. девочка, у которой он похитил брата, превращенного в барашка. Девочка узнает у колдуньи секрет смерти К., получает от нее путеводный клубок и кочергу, находит избушку К. и вытаскивает кочергой смертоносную головню из печи. После этого огонь К. начинает принадлежать всем людям.

Слово К. употребляется в к.-п. языке в качестве прилагательного в значении: "сильный, крепкий (человек); скупой, жадный; богатый; нелюдимый". В той или иной мере все они характерны для сказочного образа К.. В к.-з. Языке распространены глаголы с корнем "К.-", связанные с понятиями "грохотать, буянить, бить": повс. камавны "стучать, греметь, буянить", букв. "изображать К.-а, подражать действиям К.-а", уд. сыс. вв. кампужитчыны "буянить с грохотом и шумом: чаще о пьяном", камгыны "громко стучать по твёрдому предмету; стрелять из ружья; греметь: о громе", вв. камеднi "избивать". Ср. тунавны "баловаться" букв. "подражать действиям туна: о детях", ыдждавны "величаться, изображать из себя значительное лицо" < ыджыд "большой, великий, старший", канавны "царствовать, изображать царя" < кан "царь"и др..

Слово К. приводится в словаре В. Даля, как "местное сибирское" название шамана.

Лит.: Даль II 1981, Климов 1990, Ожегова 1989.

Н.Д. Конаков, О.И. Уляшев

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.