ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Куття


 

Н.Д. Конаков © 1999

святочные духи

Считалось, что К. обитают в воде, а на земле появляются один раз в году - в ночь на Рождество. Весь святочный период они активно хозяйничают на земле, а после Крещения опять уходят в воду. Всё остальное время года К. каких-либо контактов с миром людей не имеют. Особенно опасными, в том числе и для взрослых, К. становились в рождественнский сочельник. В прочие же святочные дни ими преимущественно пугали детей, запрещая выходить поздно вечером на улицу: "Не гуляй поздно, унесёт К." и, укладывая их спать: "К. идёт". Запрещали также детям кататься в святочный период на санках с крутых речных берегов, чтобы К. не утащил в прорубь. Представляли этих святочных духов в виде маленьких человечков, таскающих за собой железные санки, на которых они и увозили свои жертвы. Молодёжь относилась к К. достаточно безбоязненно, считая их ни добрыми, ни злыми, могущими принести даже пользу, сообщив о будущем во время святочных гаданий.

Подобные представления о святочных духах, появляющихся на этот период из воды, существовали и у других народов. У удмуртов их называли вожо, у северорусского населения шуликины, шулыканы, шеликуны и т. д. То, что, по поверьям, эти духи были особенно зловредны по отношению к маленьким детям, возможно, объясняется совмещением ранних религиозных воззрений к.-з. и к.-п. с библейским сюжетом об избиении младенцев царём Иродом после Рождества Христова. По народным прелставлениям, эта трагическая для младенцев, и вообще маленьких детей, история как бы могла повториться в Святки, но роль Ирода возлагалась на К..

Языческие представления к.-з. и к.-п. объясняют роль саночек, которые таскали за собой святочные духи. Сани в прошлом у них были основным средством доставки покойника на место погребения, как зимой, так и летом, после похорон сани оставляли на могилах. Считалось, что они понадобятся умершему в инобытии.

Названия святочных духов К. войса и К. воййа переводятся как "святочные ночные" (к. куття <рус. кутья - вид ритуальной пищи, в частности на Святках). Не исключена и их связь со словом кутны "поймать". Ср. у удмуртов кутысь (< кутыны "поймать, схватить") - злые духи, насылающие на людей тяжёлые болезни. Обитали они в оврагах, при реках, ручьях и родниках. К. васа означает "святочный водяной". К. даддя < дадь "санки". К. волоса и К. вольса (< воль "шкура") - отражение мохнатости. Кути-мути < мути "нечистая сила". Термины вежа войса и вежа войя имеют значение "святочный ночной". Вторая половина наименования вежа пуляк образована от слова пуль "очень мелкий". Этимология термина шулькун как и безусловно связанного с ним сев. рус. шуликуны неясна. Существует несколько версий происхождения этого термина, объясняющих его значение на базе различных языков. Одной из последних и достаточно убедительной является версия Н.И. Толстого, согласно которой первоосновой было праславянское слово шуйъ "левый", т.е. "плохой", "нечистый", "неправедный", "негодный".

Лит.: Белицер 1958, Владыкин 1994, Налимов 1907, Попов 1859, Толстой 1995, Uotila 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.