Гундыр |
О.И. Уляшев © 1999 Г. - традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. В фольклоре к.-з. и к.-п. Г. чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу и т.д. Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х гг. ХХ в. иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом. Перед битвой выдувает гумно длиной в столько вёрст, сколько имеет голов. Дыхание его считается нечистым - пеж лов "нечистое дыхание, душа". Г. носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе. Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр "чёрной тучи", лöз ру "синего тумана", сьöд тшын "чёрного дыма". Основные функции Г. - противник сказочного героя; хозяин места (озера, моря, горы); хозяин волшебного богатства, волшебного предмета; пожиратель людей (реже - солнца); похититель чужих жён, невест; часто - муж, сын, зять Ёмы. В устной сказочной и несказочной прозе контаминирует с образами Волчьего царя, Беса, Кощея, "иного царя", медведя, лешего, водяного Глöта. В просторечьи термин Г. широко применяется в качестве ругательства. Образ Г. в народной этимологии связывается с понятиями гу "яма", гуны, гусявны "украсть, красть", гуниктыны "проглотить, глотать", кунöр, кымöр "туча". На самом деле слово восходит к общеперм. gundir "чудище, дракон, медведь" - ср. удм. гондыр (медведь), которое, по мнению В.В. Напольских, является заимствованием из древнеосетинского * gundar "дракон": осет. käf-qwyndar "дракон" букв. (по В.И. Абаеву) "рыба, покрытая шерстью"; ср. также к.-з. Г.-чери "Г.-рыба" - маленькая прожорливая рыбка с большой головой, коротким туловищем и острым хвостом. Лит.: Лыткин 1889, Лыткин, Гуляев 1975, Напольских 1998, Осипов 1986, Плесовский История..., Попов 1896, Рочев 1981, Уляшев 1994, Redei 1971. |
|