ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Пипу морт


 

Н.Д. Конаков © 1999

кровожадный монстр

По одной из фольклорных версий, охотник, находясь на промысле, устал от одиночества и решил сделать себе товарища из дерева. Он вырубил из осинового бревна человекоподобную фигуру, стал с ней разговаривать, уговаривая пробудиться к жизни. После долгих уговоров П.м. ожил, встал, стал ходить и есть, как обыкновенный человек. П.м. и охотник стали промышлять вместе, причем, добыча была очень богатой. Но вскоре охотник стал опасаться своего спутника и решил от него убежать Он выбрал момент, скрылся и успешно добрался до дома. П.м. последовал за охотником, несмотря на то, что все двери в доме были закрыты с молитвами, перегрыз их и ворвался внутрь, но в это время прокричал петух, деревянное чудовище упало бездыханным, и для полной безоопасности было сожжено.

По другой версии, П.м. был сделан неизвестно кем и находился в лесу в виде своеобразной деревянной скульптуры или антропоморфного идола. Охотник, раздосадованный неудачным промыслом, увидел П.м. и выругался. П.м. ожил и пошел за ним. Охотник испугался, добежал до своей промысловой избушки и заперся в ней, перекрестив дверь. До полуночи П.м. грыз дверь, но не сумел попасть в избушку. То же самое произошло и на следующую ночь. Наконец на третью ночь П.м. смог попасть в избушку через дымоволок, который охотник забыл перекрестить, и убил свою жертву.

Лит.: Жаков 1901, Сорокин 1910-20.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.