ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Йиркап


 

Н.Д. Конаков © 1999

герой преданий

Согласно преданию Й. жил в верховьях Выми в с. Кони и занимался охотой. Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу оз. Синдор драку Васа и Вöрса (водяного и лешего). Васа одолевал лесного духа, тогда Й. пришёл к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука. В благодарность за спасение Вöрса посоветовал Й. найти в лесу Ас пу (своё дерево), которое приносит счастье. После долгих поисков Й. нашёл это дерево. По другой версии Й. нашёл своё дерево сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево. Во всех вариантах предания говорится о том, что после удара Й. топором по дереву из него выступила кровь. После этого Й. срубил дерево (сосну) и сделал из него лыжи. По другой версии, дерево само сообщило Й., что оно его ас пу, и он может сделать из него себе, что захочет. Й. делает лыжи. В третьем варианте, дерево говорит Й., чтобы он сделал из него одну лыжину или приставил щепку обратно. Сделанные Й. из своего дерева лыжи (лыжина) обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Й. возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 км от села. Едва поверхность оз. Синдор покрывалась тонкой плёнкой льда, как Й. уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Еретнича (колдунья), односельчанка Й. однажды сказала ему, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если Й. его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете. На следующее утро мать Й. стала печь хлеб, увидела голубого оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху ещё горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Й. его догнал. Тогда голубой олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять Й. пощадить её, но Й. не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь. Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Й. отнёс колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол. По другой версии этого сюжета о Й., колдунья заключила с ним пари, что Й. быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубого, ему убить не удастся. Действительно, Й., добыв вскоре 30 оленей, долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец, он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Й. не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

Свою гибель Й. нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду, отяжелевший от выпитых им ополосок от стирки портянок. По одной версии, водой, в которой сполоснули потные портянки, его напоили другие охотники, постоянно остававшиеся без добычи из-за промысловой деятельности Й. По другой версии, это сделала мать, которой её любовник посоветовал замочить портянки Й. в квасе и напоить им сына, говоря, что иначе он выловит всех зверей и птиц, и все умрут от голода. И, наконец, по третьей версии, вином, в котором были вымочены портянки, напоила Й. его мачеха по совету колдуньи.

Вместе с Й. погибли и его лыжи. В одном из вариантов предания о Й. говорится, что проломила лёд только простая лыжа, а волшебная оторвалась вместе с ногой и влетела в пень (вероятно, оставшийся от ас пу). По другой версии, Й., провалившись под лёд и пытаясь спастись, отрезал завязки лыж, и услышал голос волшебной лыжи, сообщивший ему, что не сделай Й. этого, она бы вытащила его на берег, а так Й. погубил и себя, и её. После этого лыжа сорвалась с ноги Й. и, пронёсшись по воздуху к берегу, пролетела сквозь огромную сосну. Урочище, около которого, по преданию, утонул Й., получило название Йиркапув "место под Й.".

Лит.: Доронин 1947, Рочев 1984.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.