ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Педoр Кирон


 

А.В. Власов © 1999

герой

От содержания русского духовного стиха в коми вариантах осталось только имя героя и некоторые общие песенные формулы (типа: призыва на битву), попадающих в ряд типологических форм песенной сюжетики историко-героического характера. Все известные записи песни о П.К. содержат вариации трёх песенных формульных тем: 1) призыв молодца на войну, 2) молодец идет на бой, 3) гибель воина, которые вряд ли когда-то составляли единый цикл. То, что в этих сюжетах встречается имя одного и того же героя, очевидно, объясняется тем, что в народном сознании имя христианского святого стало нарицательным и ассоциировалось вообще с образом воина. Бытование сюжета в местах расселения к.-з. старообрядческого населения и распространения местного религиозного течения "певцы добра" (скорее всего сложившегося под влиянием старообрядчества) закрепило в устной традиции имя христианского героя-воина Федора Тирона из русских духовных стихов, вместо безымянного воина из солдатских песен, сюжетную схему которых усвоили коми исполнители.

Изначальный образ святого великомученника-воина обретает привычные для народного сознания черты песенного лирического героя. Условность образа достигается путем именования безымянного молодца из русских песенных сюжетов и внесения в образную систему сказочного колорита (коня Сивки-бурки, сцены уничтожения врагов вырванной с корнем березой, преодоления больших расстояний со сказочной быстротой и др.). Перед нами явление фольклорного "перевода", или перекодировки образа в связи с законами другой традиции.

Вариации песенных формульных тем: вещий сон молодца, идущего на войну; молодец прощается с матерью; смерть молодца на чужбине от ран; наказ умирающего воина к доброму коню; весть о смерти молодца в родной семье, указывают, что эпический характер имеет, пожалуй, только одна тема (бой богатыря с врагами). Функционально важную роль в сюжете песни играет конь, сказочный персонаж, чудесный помощник героя из сюжетов волшебной сказки. Явление во сне П.К. птиц, приносящих весть о войне, запряженных в карету коней и образ непогоды (гром, молния, туча черная, ливень) создают мифологический контекст сюжета песни и функционально отражают состояние душевной тревоги. В этом отношении они традиционно восходят и лиро-эпическим жанрам фольклора, к рекрутским причитаниям. Фигура матери П.К. соответствует идеальному образу матери рекрута, которая не желает отпускать сына на войну, предчувствуя его гибель. На ритуальное поведение П.К. как рекрута указывает и его рассказ матери о вещем сне, и просьба о благословлении, и посещение церкви перед боем. Рекрут ("живой покойник") и известный песенный герой, молодец умирающий на чужбине, - два семантических плана в трактовке коми исполнителей далеки от образа христианского святого великомученика-воина Фёдора Тирона. Такая интерпретация героя русских духовных стихов оказалась ближе и понятнее фольклорному сознанию к.-з. исполнителей, существенно деформировала сюжетную основу известного духовного стиха и внесла новые элементы в его художественную систему.

Лит.: Бессонов 1861, Веселовский 1879, Микушев 1973, Плесовский 1956.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.