ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Кoрт Айка


 

Н.Д. Конаков © 1999

колдун

Как и в большинстве к.-з. преданий о единоборстве первого пермского епископа с могучими колдунами-тунами, имя К.А. имеет топонимическую подоплеку, объясняющую происхождение названия с. Кöрткерöс "Железная возвышенность". Железо было необходимым атрибутом К.А.: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая К.А., как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело. Основным занятием К.А. было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Более того, К.А. был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т.е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Наряду со своими "железными способностями" К.А., как и другие могучие туны, обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь и наоборот. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку (популярный в к.-з. "колдовском эпосе" сюжет "Сусло, стой! - Коли, сусло, стой, то и лодка, стой !").

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища К.А. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, К.А. произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу. К.А. бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. К.А. упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.

Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности. После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.

Первая запись и публикация предания о К.А. относится к середине Х1Х в.

Лит.: Доронин 1947, Лебедев 1910, Попов 1938, Рочев 1984.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.