ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Шыпича


 

Н.Д. Конаков © 1999

колдун

Ш. жил у устья р. Сысола, там где позже возник г.Усть-Сысольск (совр. г.Сыктывкар). По одной версии, он всю жизнь провёл в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей. По другой версии, Ш. был по происхождению русским, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, он вместе с награбленным богатством укрылся в Коми крае. По этой версии, Ш. защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей.

Подобно другим могучим колдунам, Ш. мог повелевать стихиями. Ему был послушен ветер. Ш. умел путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва реки. Дома у Ш. постоянно находился чан или кадка, доверху наполненные водой. При нападении врагов он с головой погружался в воду и скрывался от них. Или же, узнав о приближении к его дому лодки с разбойниками, Ш. залезал в чан и, насколько он погружался в воду, настолько уходила под воду лодка его врагов. По воле Ш. могли даже менять течение реки. Подчинялись ему и лесные духи, которые загоняли в его ловушки любую добычу. В легендах о Ш. основой сюжета является описание его гибели в самых различных интерпретациях.

На дом Ш. нападают русские разбойники. Он бросается к кадке с водой, но она оказывается пустой, поскольку вероломные слуги, завидовавшие могуществу Ш., намеренно не наполнили её. Враги хватают Ш. и долго его истязают, но он остаётся живым до тех пор, пока, устав от мучений, не даёт им совета разрезать ему пояс.

Ш. после посещения любовницы возвращается домой. Его духи-помошники приносят весть о том, что утром будет нападение новгородцев, которые на лодке приближаются к дому Ш.. Ш. велит слугам наполнить чан водой, чтобы утром, погрузившись в него, восстановить свои силы, утраченные в любовных ласках, и затопить вражескую лодку, но, проснувшись, обнаруживает чан пустым. Новгородцы хватают Ш. и два дня пытаются убить на глазах его дочерей. Наконец, они, сжалившись над муками отца, дают совет разрезать ему пояс.

Бывшие друзья-разбойники нападают на дом Ш. Он бросается к чану, но дочери наполнили его водой только наполовину, и Ш. не может скрыться. Тогда он бежит к р.Сысола, чтобы укрыться в ней, но спотыкается о веник, падает, и его убивают.

После трёхдневного пребывания у любовницы Ш. налил в чашку воды, чтобы принести очистительную жертву для восстановления прежних сил, но в это время на него напали новгородцы. После произнесённых Ш. заклинаний из чашки хлынула вода и затопила его врагов, вначале по колено, потом по грудь и, наконец, по шею, но на большее сил у него не хватило.Новгородцы долго рубили Ш. саблями, но сумели убить только после того, как по его совету разрезали ему пояс.

Во время нападения врагов Ш. забыл заговорить веник и собственные ягодицы. Узнав об этом, разбойники подожгли веник, а с его помощью - дом Ш. Его же самого убили, пронзив зад.

Ш. жил долго, а перед смертью велел слугам вырыть яму, вошёл в неё вместе со своим семейством и подрубил столб, удерживавший сооружённую над ямой кровлю (контаминация с сюжетом легенд о чуди самопогребающейся).

Согласно легендам, над могилой Ш. на берегу р.Сысола впоследствие был сооружён Троицкий собор. Некогда река, постоянно подмывающая этот берег, заставит собор рухнуть. Тогда Ш. встанет из гроба, а для всего к.-з. народа наступит счастливая жизнь.

Лит.: Налимов 1903, он же 1925, Попов 1938, Рочев 1984, Сидоров 1928, Uotila 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.