ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Вежай-вежань


 

Н.Д. Конаков © 1999

крёстный и крёстная

В иерархии семейно-брачных отношений у к. крёстные родители имели очень высокий статус. Поведение вежань отражалось на здоровье ребёнка, которого она крестила. На том свете она должна была дать отчёт о здоровье своих крестников. Каждая женщина, достигнув определённого возраста, должна была стать крёстной матерью, считалось, что в противном случае ей на том свете придётся стать крёстной у молодой собаки. Отношения крёстных родителей между собой строго нормировались. Они не имели права одновременно ходить по полу босиком, им не полагалось сидеть друг против друга - всё это могло вызвать заболевание их крестника. Браки между крёстными строго воспрещались, считалось, что половые контакты между В.-В. или же крёстным и матерью ребёнка были для последнего губительны. В свою очередь, нельзя было заключать брак, если крёстные родители жениха и невесты оказывались даже в дальнем родстве. Родство между В.-В. признавалось более близким, если даже они до крещения были вообще не знакомы, чем родство вежань и отца ребёнка. В.-В. и матери ребёнка не полагалось не только ругаться друг с другом, но и произносить неприятные кому-либо из них слова, чтобы ребёнок не заболел. В традиционной свадебной церемонии роль В.-В. была выше, чем роль родителей жениха и невесты. Выкуп за невесту уплачивали именно они, благословение В.-В. считалось более существенным, чем благословение отца и матери. У к.-з., переселившихся в бассейн нижней Оби, ввиду существенных различий в традиционной культуре и мировоззрении, браки с хантами, манси и ненцами практически не заключались. Тем не менее, достаточно скоро, благодаря активному участию в обряде крещения, к.-з. обзавелись большим количеством крестников среди местного населения, что, несомненно, существенно снизило первоначальную межэтническую напряжённость.

Лит.: Налимов 1991.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.