ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Ёма


 

Н.Д. Конаков, О.И. Уляшев © 1999

Баба Яга, колдунья, ведьма

Ё. - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов к., аналогичный русской Бабе Яге. Этимология Ё. не ясна; возможны параллели с фин. jumala, кар. jomal "бог", балт. Jumis "божество плодородия", арийск. Yama "бог смерти". В более поздних представлениях народов к. Ё. часто контаминирует с образом Сю Паладь "Хлебная Пелагея", пöлöзнича (< рус. Полудница). Не исключено поэтому, что изначально Ё. -женское божество, хозяйка злаков.

В фольклоре к.-з. и к.-п. образ Ё. очень многозначен. Ё. - хозяйка злаков, хлеба, пляшет в ступе. Ё. - хозяйка флоры и фауны, хозяйка леса: живёт в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках (на яйце, лосиных ногах); её овцы - волки, коровы - медведи, её слушаются звери и птицы; к.-п. вöр баба "лесная женщина" - тётка вöр дядь "лесного дяди" Митрофана Митрофановича. Ё.-родительница имеет детей, как правило, дочерей (1 или 3), реже сыновей, многоголовых Гундыр; Ё. - жена Гундыра; Ё. - покровительница женских ремёсел, ткачества, прядения: к ней приходят героини ряда сказок за бердечком, прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи; в ткацкой терминологии к.-з. словом аньбаба, баба-яга, вв. Ё.-баба называют вороб (инструмент для перематывания пряжи). Ё. - хранительница огня, лежит на печи, в к.-з. сказках к ней приходят за огнём, у к.-п. её образу в данном сюжете соответствует Кам; часто в сказках Ё.-у сжигают в печи, в стогу или в соломе. Ё. - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Ё. - богатырша, противница героя; противница-колдунья, мать колдуньи. Ё. - хозяйка воды, сильной воды или живой воды; герой, выпив и подменив воду Ё., сбрасывает её в реку с помощью железных крюков, воткнутых в груди, и забирает пленницу-красавицу. Ё. - хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком. Ё. - помощница героя и дарительница (наиболее часто встречающийся образ); кормит-поит героя; прячет от сына чудища. Ё. - покровительница Ё. ныв (дочери Ё.), мнимой красавицы; страж пленницы-красавицы; сторожиха разбойничьего дома, кладов. Ё. - преследовательница героя; под видом Ё. может появляться и невеста героя. В отличие от рус. Бабы Яги практически не встречается в роли хозяйки трёх всадников: Утро, День, Ночь или владелицы Кощеевых коней. Вероятно, в связи с этим обстоятельством чрезвычайно редко описывается живущей на небе. В единственном сюжете "Колос до неба", где к.-з. Ё. - хозяйка чудесной мельницы, живёт на небе, у к.-п. вместо неё появляется мужской образ (Кам или Козёл с одним глазом).

Наиболее часто Ё. связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, за Сир биа ю "смоляного огня рекой", на севере, реже на горе. Мир Ё. отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня, которые в мотивах преследования героя появляются при бросании за спину через левое плечо зу (щётки для чесания льна), зуд (точильного бруска), сир падъян (туеска со смолой). Редко, но появляется в сюжетах с погоней мотив платка-моста через биа ю "огненную реку": "три раза махнуть - настоящий мост будет, один раз - тонкий (мнимый) мост появится".

Жилище Ё. - чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Реже Ё. живёт во дворце или в доме Гундыра, Кудряша.

Образ Ё. глубоко хтоничен: длинные зубы, нередко железные; железные ногти; длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; у Ё. мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. В сказочных мотивах "три дома", аналогичных мотиву о трёх царствах, о дворцах трёх сестёр-красавиц, образ Ё. утраивается, в этом случае вместо иерархии "медный - серебряный - золотой" появляется иерархия по старшинству: младшая - средняя - старшая или по ветхости дома Ё. Нередко в этом случае к образу Ё. прибавляется характеристика по толщине: "сидит на 3-х (6-ти, 9-ти стульях) и задница ещё по краям свешивается". В отличие от рус. Бабы Яги Ё. не передвигается в ступе (изредка в качестве средства передвижения появляется "аршинный кот", которого Ё. даёт герою, и который может летать по воздуху, плавать под водой и т.д. Ё. также не атрибутируется костяной ногой. В инвективах к.-з. Ё.-ой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

Лит.: Винокурова 1989, Грибова 1975, Денисов 1959, Жилина, Сорвачёва 1971, Климов 1990, Панов 1980, Плесовский 1975, Плесовский 1979, Пропп 1963.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.