Чудь |
П.Ф. Лимеров © 1999 Мифы о Ч. - персонажах мифического времени, распространены в основном, среди к-п. Ч. - это черные зооантропоморфные существа (поросячьи ноги, волосатость). Универсум чуди представляет собой максимально сжатое по вертикальной оси пространство. В котором расстояние от неба до земли измеряется вытянутой рукой чудинки. Сжатость пространства обуславливает карликовость Ч. народа (для Ч. - трава как лес; Ч. укрывается под зубьями бороны). "Кустистость" злаков, колошение по всему стеблю (к тому же Ч. не сеет хлеб, он растет сам по себе) предполагает отсутствие голода и выражает идею благоденствия Ч. Дети Ч. обладают способностью ходить и говорить с рождения. В совокупности эти характеристики являются выражением мифологической концепции Золотого века. Основной пафос мифов о Ч. заключается в идее преобразования идеального мира Ч. в современный несовершенный мир. Вина за это целиком лежит на Ч., поэтому в текстах акцентируется внимание на "неправильных", с точки зрения рассказчика, действиях Ч., вызвавших необратимые изменения мира. Так, Ч. роет ямы на месте пахотных земель, косит сено долотом, вместо топора использует сечку, злаки жнет шилом. Зерно хранит в паголенках и т.п. Хаотические действия и поведение Ч. выражает также идею разрушения мира карликов. Конечная точка распада обозначена мотивом "грехопадения". Ч. женщина приклеивает к небу блин, которым вытерла до этого зад ребенка. Этим она оскверняет небо, Ена, небесного бога, а также пищу, данную Еном. Ср. версии: Ч. женщина задевает небо концом коромысла и оно, оскорбившись, уходит вверх; Ч., устав жать хлеб шилом, рвёт куст руками, Ен проклинает его и небо уходит вверх. Происходит замена кустистых злаков, растущих "вширь", злаками с одним колосом, растущими "вверх"; начинают расти высокие белые березы. Одновременно происходит смена карликовой Ч. высокими людьми. Новые люди противопоставлены Ч. как высокие-низким, белые-черным, кроме того, люди утрачивают способность ходить и говорить с рождения, а также обретают другой (логический) тип сознания. Все это фиксируется как собственно человеческое состояние, в отличие от предыдущего, чудского как нечеловеческого. Не в состоянии приспособиться к наступившим изменениям, Ч. гибнет, погребая себя в ямах. Самоубийство Ч. вызывает появление в мире Смерти, сама же Ч. демонизируется. Таким образом, мифическое время карликовой Ч. меняется профанным (эмпирическим) временем "высоких" людей. Гибель карликовой Ч. дублируется в различных версиях. Наиболее известные версии связаны общим мотивом найденного Ч. серпа, знака грядущих изменений. Неправильные действия по отношению к серпу вызывают гибель Ч.: 1) серп переворачивает лодку, и Ч. тонут в воде; 2) серп отрезает Ч. голову, из его утробы выползают гады, насекомые, духи и человек; 3) увидев серп, Ч. превращается в ящериц. Демонизированная Ч. известна как чуды, но это уже мифологические существа исторического времени, принципиально отличающиеся от Ч. Золотого века. По представлениям к-п. чуды являются злыми духами, обитающими в темных местах, заброшенных домах, в банях, в овинах, в погребах, в лесу, в воде и т.п. Внешне они имеют облик карликовой Ч., при этом они невидимы, но могут являться в облике человека или животного. Чуды в образе жизни подражают людям: женятся, рожают, едят, пьют, держат скот и т.п. Ч. "меняют" детей (см. Вежöм); выполняют функции святочных духов (См. Куття-войса). В мифопоэтической традиции под Ч. также понимаются: 1) богатыри и язычники коми; 2) иной, не коми народ; 3) разбойники; 4) раскольники. В представлениях к-п. чудские богатыри, легендарные герои, основатели ряда к-п. селений, чудских городищ (кар), располагавшихся на высоких речных берегах. Известны названия некоторых городищ: Курoгкар, Ошмыс, Быльдoгмыс, Карла и т.д. Ч. городища были связаны между собой подземными ходами, дорогами. Богатырская Ч. отличалась воинственностью, высоким ростом и необыкновенной силой. Эти качества Ч. определяют такие известные фольклорные мотивы, как перебрасывание Ч. из кара в кар друг-другу палиц, топоров, камней, скатывание бревен с высокого берега на нападающих врагов. Богатырская Ч. воюет с нападающими врагами, со Стефаном Пермским, с хтоническими силами (См. Пера), выполняет культуртрегерские функции (См. Кудым-Ош). С приходом новых людей (непосредственных предков современных); с наступлением христианской эры или нового времени чудские богатыри погребают себя в ямах. По другой версии - обращаются в камень. После гибели чудские богатыри становятся покровителями ими основанных населенных пунктов. Общим для к.-з. и к-п. следует считать образ Ч. как предков-язычников. Основным источником сведений о языческой Ч. являются предания, сюжетика которых строится вокруг мотива исчезновения Ч. из данной местности после христианизации населения. Принявшие православную веру становятся коми, тогда как некрещеные остаются Ч., которая: 1) погребает себя в ямах; 2) уходит с этой территории; 3) вступает в конфликты со Стефаном Пермским. Предания о самопогребении Ч. относятся к числу наиболее распространенных. Городища Ч. находятся на холмах, зафиксированных в современной топонимике как "чудские"; имеются сведения и о Ч. озерах. Найденные в таких местах крупные кости к.-з. и к.-п. считают костями чудских богатырей. Жилищами Ч. служат пещеры, чаще землянки или ямы, крыша которых держится на четырех столбах. Не желая принимать новую веру, герои преданий семьями заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребения Ч. называют чудскими ямами. В этих местах может "являться" Ч., здесь "чудится", поэтому чудские ямы считаются "нечистыми". Тем не менее, еще в 20- 30 гг. на чудских могилах совершались обряды поминовения Ч. к-п. важэсö касьтылöм "поминки по древним" (см. Важ йöз). С этими местами также связаны представления о кладах Ч., якобы могущих явиться здесь в образах различных животных. Параллельно с преданиями о самопогребении Ч. бытуют предания о Ч. убегающей. Ч. сопротивляется христианизации, но вынуждена уйти. К-з. считают, что Ч. ушла на север, где смешалась с ненцами и обскими уграми. Путь движения Ч. обозначен топонимами, объясняющими обстоятельства миграции. Из с. Пезмог Ч. уходила по дороге Важ йöз туй "дорога древних людей". На верхней Вычегде часть уходящей Ч. погибает на Чудин ты "Чудское озере" и на речной косе Чудин лыа "Чудская коса". На р. Вишере ряд топонимов связывают с бегством и гибелью безымянной чудинки. Убегая, она теряет свои вещи, которые дают названия ряду ручьев, озер, рек. В Сапöга шор "Сапожный ручей" чудинка утопила сапог, в Сiсь пася ты "оз. Гнилой шубы" она бросила шубу и т.п., наконец в р. Нившере она тонет сама, поэтому в народе название реки производят от ныв сьöра букв. "с девушкой". На Удоре распространены предания о Ч. княгине, бросающейся в воду после того, как Стефан Пермский подплывает к ней на каменном плоту. (См. Удораса öксань.) Убегающая Ч. не в состоянии унести с собой все золото и прячет его в заговоренных местах, а также на дне некоторых озер. Отношение к языческой Ч. амбивалентно. Ч. признаются непосредственными предками к.-з. и к.-п., однако язычество связывается с культурной отсталостью, дикостью: ср. скр. нв. Ч. кодь "нелюдимый, дикий", букв. "как Ч."; скр. вв. чудъявны, сс. чуйдалны, нв. чуйтьчины "быть нелюдимым, боязливым, диким, одичалым". Ч. связана с "нечистотой", отсюда представления о происхождении Ч. "от сатаны". К-п., признавая Ч. своими предками, все же утверждали, будто Ч. - язычники, а к.-п. всегда были православными. Ямы, землянки в которых якобы жила Ч. противопоставляются избам православных к.-п.. Некрещеную Ч. не пускали в избы, поэтому Ч. ночевала в банях, в хлевах, овинах и т.д. От этой Ч. произошла нечистая сила: пывсян Ч. "банный Ч.", рыныш Ч. "овинный Ч.", гидня Ч. "хлева Ч." и т.д. Ч. бродила по ночам, заглядывая в окна, поэтому к-п. стали закрывать окна ставнями. Воинственная Ч. ассоциируется также с этнически чуждым населением или с разбойниками, совершающими набеги на деревни. Верховодит чудскими разбойниками колдун-атаман, убить которого можно только выстрелив хлебной пулей или медной пуговицей. Ч.-разбойники прячут награбленное золото в заговоренных местах в глубине леса, в колодцах. Окруженные со всех сторон, разбойники-Ч. погребают себя вместе с золотом в ямах. Среди к-п. бытовало также отождествление Ч. со старообрядцами-раскольниками, жившими еще на памяти старшего поколения в лесных скитах. В целом коми предания о Ч. входят в широкий ареал таких преданий у северных русских и некоторых их соседей, охватывающий территории Европейского севера от Скандинавии до Урала. Южная граница ареала преданий проходит через Приладожье, северные и восточные районы Вологодской области и, минуя район Вятки, через Коми-пермяцкий АО. За Уралом, в Сибири предания о Ч. получили распространение через переселенцев с Европейского севера. Лит.: Грибова 1975, она же 1991, Лимеров 1995, Рочев 1984, ПМ ОУ. |
|