ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Степан Пермскoй


 

О.И. Уляшев © 1999

Св. Стефан Пермский

Образ С.П. (по прозвищу Храп) в народных представлениях, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а, с другой стороны, приобрел черты, позволяющие включить его в контекст традиционных воззрений и рассказов о тöдысь (колдунах). С.П. встречается в фольклорных текстах, относящихся к трем различным жанрам: апокрифических рассказах, космогонических текстах и колдовском эпосе. В контексте рассказов апокрифического характера осмысляются эпизоды миссионерства, большей частью упомянутые Епифанием Премудрым в "Житии...": С.П. ослепляет вымичей-язычников, попытавшихся его убить; рубит "прокудливую березу" (или дуб) и языческие кумирни; ходит по воде; состязается в вере с Памом (Паном); плавает на камне (каменном плоту). Последний сюжет получил широкое распространение и среди к.-п., несмотря на то, что к крещению их С.П. не имеет никакого отношения.

В русле космогонических мифов излагаются мотивы изгнания, крещения чуди, которая убегает, топится, зарывается в землю, освобождая место для новых народов; образ С.П. замещает образ Ена в одном из этиологических сюжетов: во времена гигантских рябчиков один из них шумно взлетел и напугал коня С.П., он упал с коня и проклял птицу, с тех пор рябчик стал размером с собственное сердце.

Наиболее обширный круг сюжетов связан с колдовским эпосом, в который частично включаются некоторые сюжеты из апокрифических рассказов и космогонических мифов, в частности спор с Памом и гонение чуди (сюжет о девушке-утопленнице). В текстах данного типа образ С.П. является зеркальным отражением образов тунов "колдунов", в особенности печорского Кыски и Тунныръяка. Сюжетные узлы текста об утопленнице следующие: приплывание тунов (С.П.) к часовне (кумирне), попытка обращения девушки в свою веру, отказ девушки и ее самоубийство, сжигание часовни (кумирни), наименование места утопления в честь утонувшей. В традиционном ключе раскрывается образ С.П. в сюжете состязания с локальными колдунами: мотивы заклинания лодки, сусла, топора, мотивы неуязвимости и потопа, мотив воздействия на противника через угощение и т.д. Фольклорный С.П. побеждает тунов не божьим словом, а сугубо колдовскими приемами: стреляет в Ошлапея между ног, рубит топором вывернутой рукой Мелейку, поджигает дом Кыски его же веником, подрезает гасники (подвязки штанов) колдунам, чтобы освободить их душу и т.д.

Образ реальной исторической личности трансформируется в представлениях к.-з. в образ сильного (дальнего) колдуна, побеждающего локальных тунов и тöдысь с помощью магии и хитрости.

Лит.: Доронин 1947, Епифаний Премудрый 1897, Климов 1991, Рочев 1984, Уляшев 1996.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.