Енэж |
Н.Д. Конаков © 1999 Создание Е., несмотря на некоторые разночтения в известных к.-з. фольклорных текстах, состоит из трех эпизодов. Ен, завершив (или почти завершив) свои труды по сотворению мира, строит Е. и удаляется на него жить. В центре неба он оставляет отверстие, чтобы спускаться вниз. "Темный демиург" вступает в борьбу с Еном за обладание космическим верхом. Воспользовавшись моментом, он проникает на небо и пытается там обосноваться. Но Ен сжигает небесным огнем его жилище и сбрасывает со всеми домочадцами на землю. По другому варианту, борясь за господство над космическим верхом, противник Ена строит над его небом свое. Ен строит еще выше третье, и так они построили семь небес. Наконец, Ен, находясь на верхнем, седьмом Е., сжег ударами молний остальные шесть, в результате чего Омöль и вся орда его духов-помощников свалились на землю, где разбежались по лесам, водам и другим укромным местам. По другой версии, Ен только изгоняет на землю непрошенных пришельцев, а Е. так и остается многоярусным, причем, каждое из семи небес окрашено в один из семи цветов радуги. В обоих вариантах борьба за космический верх завершается окончательной победой Ена и удалением его противника под землю, в космический низ. Ен хитростью заманивает Омöля и его духов-помощников в глиняные горшки, закрывает их и закапывает в землю. При этом один горшок разбивается, находившиеся в нем слуги Омöля разбегаются в разные стороны и становятся всевозможными духами-хозяевами мест и природных стихий. Данный сюжет имеет широкие параллели и восходит к христианским апокрифам (у к. - непосредственно к севернорусским). Саваоф при строительстве небес создает седьмое небо и приказывает Михаилу Архангелу сбросить Сатану и его рать на землю. Ангелы, которых Бог прогнал с небес, попадали на землю в разных местах; кто из них упал на дом, тот стал домовым, кто в лес - лешим, а кто в воду - водяным... У к.-п. мифов о строительстве Е. и борьбе за власть над ним между демиургами не сохранилось. Завершающим этапом в установлении космической оппозиции "верх-низ" в к.-з. и к.-п. мифологии предстает удаление Е. от земли. Наряду с уже рассмотренным вариантом удаления Е. от земли, совершенного Еном, который сжег шесть ниже расположенных Е., существует и другая, также имеющая апокрифическое происхождение и, соответственно, широкие параллели, согласно которой небо само ушло от земли, оскорбленное ее жителями. В к.-п. мифе говорится, что в древние времена Е. было очень низко, до него можно было достать рукой. Однажды одна женщина пекла блины и остужала их, прилепляя к Е. Рядом с ней находились ее ребенок и охраняющая его собака. Ребенок оправился, мать вытерла ему зад блином и прилепила его тоже к Е.. Оскорбленное Е. поднялось на большую высоту над землей, а на зерновых злаках, у которых до того колосья были до самой земли, после его проклятья остался на стебле лишь один - для собаки. У к.-з. зафиксирован миф о "чудесном земледелии" с некоторыми дополнительными подробностями. Согласно ему, в "золотой век" не только хлебные злаки имели колосья до земли, но и дети могли ходить и умели говорить сразу же после рождения. Однажды мать вытерла своему ребенку зад блином. Увидев это, Ен спустился на землю и стал обрывать хлебные колосья. Подбежавшая к нему собака закусила верхушку хлебного стебля и попросила оставить ее целой. Ен согласился, и с тех пор люди стали питаться пон пай "собачьим паем", а дети стали рождаться беспомощными, не умеющими ходить и говорить. В данном мифе отсутствует мотив оскорбления неба и последовавшего затем его удаления. У к.-п. был известен и другой вариант мифа об оскорблении Е.. Согласно ему, Е. первоначально было очень низко, но однажды женщина, шедшая на реку стирать белье, задела его концом коромысла. Оскорбленное, как и в первом варианте этого мифа, ритуальной нечистотой (в данном случае грязным бельем) Е. поднялось высоко вверх. Данный сюжет также имеет широкие восточноевропейские параллели, ср., например, удмуртские аналогии: небо было оскорблено женщиной, забросившей на небо сушиться мокрые пеленки, после чего верховный бог поднял небо высоко над землей. Уход неба от земли после оскорбления его людьми ритуальной нечистотой известен в мифологии многих народов мира. Так, например, в африканских мифах люди оскорбляют небо, вытирая о него грязные пальцы. После удаления неба от земли Ен, по представлениям к.-з. и к.-п., больше в земные дела не вмешивался, заботясь только о мире надзвездном. Верхний мир, управляемый Еном, представлялся таким же как мир средний, земной, но был более богат флорой и фауной. Там жили обычные люди, или же, по другой версии, люди верхнего мира отличались от земных тем, что они жили без желаний и страстей. В к.-п. сказке брат и сестра, сироты, видят высоко на огромной ели большое количество всякого добра: еды, одежды. Пытаясь их достать, они залезают на дерево, прилипают к ели и не могут спуститься. Тогда они поднимаются по ели на Е., обнаруживают там обычные дома, в которых живут обычные люди, и остаются там жить. В другой коми сказке дети залезают на Е. по гигантскому гороховому стеблю и обнаруживают там мир такой же, как и земной. Обитает Ен на небе, в прекрасно устроенной избе, окруженной садом. Иногда Ен "раскрывает Е." и показывает людям свое жилище, Е. тогда загорается разноцветными огнями (северное сияние). В это время можно загадать любое желание, и оно непременно сбывается. Аналогичные представления о кратковременном "раскрытии небес", во время которого было можно попросить и получить от Бога все, что захочешь, были известны удмуртам, чувашам, северным русским. У к.-з. была известна и противоположная этой версия, согласно которой "раскрытие Е." считалось предзнаменованием чего-то тревожного, трагического. Так говорят, что перед войной тоже "небо открывалось". Лит.: Грибова 1975; Добротворский 1883; Доронин. Материалы; Налимов 1903; Попов 1938; Fucks 1924. |
|