ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Коз


 

Н.Д. Конаков © 1999

ель

В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. К. находилась в мужском семиотическом поле. У к.-з. отца новорожденного спрашивали: "Ньыв али К. ?" "Пихта или ель?" Ответ: "К." означал - сын. В к.-п. сказке говорится, что у старика и старухи было три сына. Они пошли в лес на охоту, встретили злого колдуна, и тот превратил их в три молодые К.. Вскоре у стариков родился ещё один сын, он вырос и пошёл искать братьев. На помощь ему пришёл добрый волшебник, превративший на три дня в К. злого колдуна. Младший брат отыскал эту К. и срубил её, после чего его братья опять стали людьми.

У охотников наиболее безопасным в лесу считался ночлег под К., но у неё было нужно обязательно спросить разрешение на это, и в таком случае К. обеспечивала путнику защиту от каких-либо невзгод. В промысловых быличках популярен сюжет о том, как К. оберегает сон попросившегося к ней на ночлег охотника. Ночью другая К. приглашает К., приютившую охотника на именины к своему брату, но та отказывается от приглашения, говоря, что она должна оберегать сон человека. Два охотника, спросив разрешение, заночевали под К.. Ночью они услышали, как кто-то подошёл и сказал, что у К. умирает мать, а она ответила, что дала приют людям и сейчас навестить мать не может. Утром охотники увидели неподалёку рухнувшее ночью старое дерево, это и была мать К. Охотник, переночевав под К., стал собираться в дорогу и услышал чей-то голос: "Я ещё не готова." Как только он отошёл от К., налетел резкий порыв ветра, и К. рухнула совсем рядом, но его не задела.

В оппозиции жизнь/ смерть К. обнаруживает причастность к миру мёртвых. У к.-з. умирающему тöдысь (колдуну) приносили из леса небольшую выкопанную с корнями К., перед которой он исповедовался. После его смерти эту К. относили обратно в лес и высаживали на прежнем месте. По одной из версий, к.-п. фольклорный герой Пера-богатырь нашёл свою гибель, натягивая тяжёлые шёлковые сети для ловли птиц. Один конец сетей Пера закрепил за большую сосну на своём берегу реки, а другой стал прикреплять к большой К., стоящей за рекой. Сети провисали. Пера натянул их изо всех сил, К. не выдержала и сломалась, Пера упал вместе с ней на землю и вскоре от полученных травм скончался. По народным поверьям, медведь, встретив в лесу женщину, беременную мальчиком, обязательно разрывал ей живот, а разодранный плод вешал на К. В похоронном обряде ветками К. было принято устилать путь на кладбище перед погребальной процессией. Так же украшалась и дорога невесты из бани, где она прощалась с девичеством, что символизировало её смерть в прежнем социальном статусе.

В к.-п. сказке говорится, что с помощью К. можно попасть и в другой мир, небесный. Брат и сестра, оставшись сиротами, пошли искать счастья. Они пришли к большой К. и увидели на ней много всевозможного добра: и еду, и одежду. Брат полез за ними на К., но прилип к ней и не смог спуститься обратно. Тогда на К. поднялась сестра, но и её постигла та же участь. Убедившись, что на землю им не вернуться, дети полезли вверх, добрались до неба и стали жить там.

Лит.: Грибова 1975, Климов 1990, Ожегова 1971, Ожегова 1989, Рогов 1858, Рочев 1984, Сорвачёва 1977, Sharapov 1993, ПМ ИИ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.