ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Вöр


 

Н.Д. Конаков © 1999

парма, parma повс., - лес, тайга.

В отличие от сугубо земледельческих и животноводческих народов, у к. отношение к В. было скорее положительным, чем негативным. Считалось, что еще в мифологическое время Ен разделил богатства лесов между людьми и лесными жителями. В коми пословицах и поговорках подчеркивалось: "Вöрыд миян - вердан-вердысьысь" "Лес - наш кормилец-поилец"; "Вöрад-ваад быд бурыс эм" "В лесу, в воде всякого богатства много". Если у славян лес, безусловно, противопоставлен и антагонистичен пространству жилому и хозяйственно освоенному (луга, пашни, подсеки и т.д.), то у коми он как бы находится вне данной оппозиции или же занимает в ней промежуточное, рубежное положение. Согласно нормам обычного права, у коми земля, леса, и воды считались "божьим творением" и не принадлежали никому, пока в них не был вложен труд по их освоению. Поэтому труд, вложенный в оборудование ближнего промыслового угодья (сооружение охотничьей избушки, кладовых, установка самоловов), расчистку подсеки, как бы давал право собственности на данную территорию производителю работ, точнее - он становился ее совладельцем наряду с прежними собственниками - духами-хозяевами. Поскольку права собственности на территорию, находящуюся на значительном расстоянии от основного освоенного ("своего") пространства, были достаточно условны, как правило, использовался еще и принцип договоренности с духами-хозяевами по правилу: "Я - тебе, ты - мне" или же "Я не делаю это, ты не делаешь то". Необходимо отметить, что к началу ХХ в., в связи с существенным падением роли добывающих промыслов, в некоторых районах расселения коми отношение к функциям духов-хозяев природных стихий и старые, строго регламентированные нормы общения с миром духов существенно деформировались. Тем не менее, в промысловой среде вера в духов-хозяев мест и промысловых животных сохранялась вплоть до сравнительно недавнего времени, что обеспечивало и почтительное к ним отношение.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.