ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Лов пу


 

Н.Д. Конаков © 1999

ольха

Л. считалась деревом, против которого были бессильны самые могучие колдуны (тöдысь). Неуязвимого для любого вида обычного оружия колдуна можно было убить, зарядив ружьё пулей из Л. Умерший колдун не мог больше ожить, если ему забивали в зад кол, сделанный из Л. В сказках и быличках к.-з. встречается сюжет, связанный с очищением от пеж (скверны): старик (святой, колдун) бьёт девушку, дочь нечистого или колдуна, ольховым прутом, из её чрева выходят насекомые, твари, ящерицы, после чего девушка становится чистой. Вероятно, представления об особых свойствах этого дерева появились из-за того, что сок, выступающий у Л. на срезе, на воздухе краснеет, напоминая свежевыступившую кровь, что согласуется и с народной этимологией слова Л. - букв. "душа-дерево, души дерево", хотя омонимия названия дерева и души (лов) возникла вследствие процессов фонетического развития довольно поздно, на собственно пермской почве.

Лит.: Плесовский 1956, Сидоров 1928.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.