ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Кырныш


 

Н.Д. Конаков, О.И. Уляшев © 1999

ворон

В к.-з. и к.-п. мифологии образ К. разработан слабо. В одном из к.-з. космогонических мифов К. представлен как птица Омöля, по приказу которого мешает голубю, посланному Еном за землей, доставить ее на небо (по этой версии, небо было создано раньше земли).

В оригинальном этногенетическом к.-п. мифе, записанном и опубликованном в конце ХIХ в., в роли творца рельефа и рек выступает гигантский черный К. свирепого бога Шурма, живущий вместе с ним на солнце. При полете этот К. производил гром, а из клюва у него вырывалось пламя. К. было достаточно провести когтем по земле, как в ней появлялась глубокая борозда, и начинала течь глубокая и широкая река. Из выдернутого К. и положенного на землю хвостового пера выросли и покрылись зеленым лесом большие горы (судя по содержанию мифа - Уральский хребет).

В эпосе, сказках к.-з. К. изображается вестником, чаще всего, несчастья, смерти, беды, хотя не всегда олицетворяет само несчастье. Так, в сюжетах эпических песен Педöр Кирон, Кирьян Варьян вороны прилетают в виде чёрной тучи с громом-молнией, но могут лишь нести весть о грозе (напасти). В некоторых сказочных сюжетах ("Девочка с веретёнце" и др.) К., в отличие от голубя, воробья, ласточки и проч. не отказывается донести весть от попавшего в беду героя родственникам или весть попавшему в беду о близкой помощи. Эта же птица приносит живую и мёртвую воду для героя, убитого братьями, товарищами или антагонистом.

В свадебных причитаниях, особенно исполняемых в начале обряда, К. чукар, К. юк "воронов стая" называется сторона жениха, а сам жених описывается вороном, набросившимся на невесту-лебедь, невесту-утку.

В разговорной речи К. является эпитетом человека агрессивного. Кроме того, выражение веськыд сювъя К. "с прямыми кишками ворон" синонимично выражениям веськыд сювъя косысь "с прямыми кишками крохаль", веськыд сювъя гöгöра "с прямыми кишками гагара", которыми к.-з. характеризуют жадных, прожорливых, завистливых людей, поскольку считается, что внутренности этих птиц никогда не бывают свободными: поглощая пищу они одновременно испражняются. Само название К. в народе часто производят от кырны "вспарывать".

Лит.: Добротворский 1883, Микушев 1987, Осипов 1986, Попов 1938.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.