ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Сьöдбöж


 

Н.Д. Конаков © 1999

горностай

У к.-з. С. повсеместно считался животным, обладающим способностями отгонять болезни. Мясо С. привязывали на шею заболевшим собакам; высушив, его размельчали и скармливали больным лошадям. Для предохранения от болезней высушенную тушку С. вешали над косяками дверей, посередине потолка или на косяке того окна, у которого располагались на ночлег. Пахучие железы С. вырезали и носили их на поясе или привязывали на шею домашним животным. Возникновение представлений о магических свойствах мяса С. было, по всей видимости, связано с его резким и неприятным запахом.

В древнем промысловом календаре (см. Важ календар) на середину периода, который олицетворял С., приходилась одна из солнечных фаз - летнее солнцестояние. Солярная символика образа С. прослеживается в к.-з. эпических песнях о Горностай-девице (Чужмар-ныв), в локальных вариантах которых Горностай-девица сообщает, что дном её ведру служит солнечный диск. Присутствует в них и другая космическая символика: дно кадки Горностай-девицы из лунного диска, обечайки из звёзд, или насечки на коромысле из месяца.

Лит.: Лыткин-Гуляев 1970, Микушев 1973, Сидоров 1928.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.