Петук |
О.И. Уляшев © 1999 Согласно к.-з. мифам, П. - одна из первых птиц, созданных Еном. П. - предвестник восхода солнца, поэтому его образ часто связывается в народных представлениях с зарёй, солнцем, началом дня, и отсюда - со временем. В ряде свадебных причитаний встречается образ зарни сорса, зарни ныра, ырген гласа П. "петух с золотым гребешком, золотым носом, медным гласом", с одной стороны, связанным с "девичьим красованием" в родительском доме, а, с другой, предвещающим начало нового дня и новой жизни невесты. Традиционным для свадебной и лирической поэзии является выражение асъя П. кадалö "утренний петух отмечает время". В быличках П. отмеривает время, отпущенное для нечистой силы: с его криком исчезает нечисть, падает поднявшийся с гроба колдун-покойник. В приметах, быличках, загадках П. является метафорой огня: петух, увиденный на крыше, предвещает пожар. (В этом контексте интересен способ тушения пожара куриными яйцами.) Иногда П. представляется одним из ипостасей домового. К.-п. при переходе в новый дом первым запускают петуха. Несомненна связь П. с иным миром. Так для ускорения смерти знахаря на Сысоле поливали водой П. над умирающим, на Вычегде несвоевременный крик П. предвещал скорую смерть хозяина дома, повсеместно считалось, что П. может снести яйцо, и это влечёт за собой несчастья, поэтому на верхней Вычегде такую птицу следовало с молитвами утопить, в других районах зарыть живьём или сжечь. С П., характеризующимся драчливым характером, часто сравнивают драчливых людей: вв. сюмед П. "берестяной петух" (о вспыльчивом, быстро вспыхивающем). Драчунам не рекомендуют есть мясо этой птицы, а на верхней Вычегде советуют употреблять в пищу людям робким (особенно с женщинами). Лит.: Добротворский 1883, Ильина 1985, Климов 1991, Микушев 1980, Осипов 1986, Плесовский 1956, Плесовский 1968, Рочев 1986, Focos-Fuchs 1951, ПМА. |
|