ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Сырчик


 

Н.Д. Конаков © 1999

трясогузка

Как и у многих других народов, у к. прилет птиц ассоциировался с наступлением весны. У к.-з. взаимосвязанными событиями считались прилет С. и вскрытие рек. Нижневычегодские и вымские к.-з. полагали, что реки вскрываются на двенадцатый день после прилета С., удорские к.-з. - через два-три дня. У ижемских к.-з. с прилетом С. связывали скорое потепление. У язьвинских к.-п. прилет С. приурочивали к Николину дню (9 мая ст. ст.). На третий день после отмечания этого христианского весеннего праздника проводился красочный языческий праздник встречи весны - "Встреча С. " Для встречи С. собирались на лесной полянке или поляне близ окраины деревни, около гумен. Преимущественно приходила молодежь, но не возбранялось присутствие на празднике и взрослых. Из деревни выходили под вечер, группой, предварительно сговорившись. Придя в лес, сразу же разводили костер. Парни собирали для него дрова, из колод делали сиденья, и все собравшиеся усаживались в кружок вокруг костра. Каждая из девушек поочередно обносила всех пивом, или же пиво подавали те, кто его принес. Остатки пива сливали в один туес. Потом начиналось всеобщее веселье, под гармошку пели песни, плясали, прыгали через костер. Перед уходом домой остатки пива выливали на землю со словами: "Это для С." Палкой в земле выкапывали ямку, из каждого туеса сливали в нее по капле пива, приговаривая: "напоили допьяна, схоронили С.". Зарывали ямку, немного плясали на этом месте и с песнями возвращались в деревню.

На окраине деревни чествование С. проводилось несколько по-другому. Около гумен собиралась молодежь, посередине поляны вбивали заостренный сверху кол, на нем укрепляли соломенное чучело С., а в стороне разводили костер. Усаживались вокруг костра и угощали друг друга пивом. Когда пиво заканчивалось, девушки начинали водить хоровод вокруг кола с чучелом С., вскоре под игру гармониста к ним присоединялись парни. Одна из девушек выходила из круга и направлялась к гумну с печеными яйцами в руках. Она залезала на гумно, очищала яйца от скорлупы, разламывала их на кусочки и раскладывала на коньке крыши. Считалось, что С. прилетит, поест эти яйца и принесет в награду хорошую погоду и урожайный год. Спустившись с гумна, девушка возвращается в хоровод. После хоровода молодежь играла в различные игры с элементами эротики и, наконец, под музыкальное сопровождение гармони все расходились по домам.

Лит.: Жилина, Сорвачева 1971, Сахарова, Сельков 1976, Чагин 1993, Чагин 1995.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.