ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Дзодзув


 

Н.Д. Конаков © 1999

ящерица

У к.-з. и к.-п. Д. считалась поганым, безусловно вредным и даже опасным существом. Существовало убеждение, что достаточно ей коснуться какой-либо части человеческого тела, как она тут же заболевала или же начинала гнить. Если Д. случайно попадала в дом, ожидалась скорая смерть кого-нибудь из его взрослых обитателей. Увидевшего весной Д. раньше, чем лягушку, ожидала болезнь глаз. Девушка, которой на косу вползла Д., могла от этого родить ребенка. Человеку, лежащему на земле, Д., якобы, могла вползти в рот, после чего она начинала жить внутри его и даже рожала там детенышей. Такой человек тяжело заболевал и мог исцелиться только в том случае, если приходил через год на то же самое место, где в него вползла Д. Там она его и покидала вместе со всеми детенышами. Колдуны, насылающие шеву (кликушество, вид истерии), которая воспринималась как живое существо, поселяющееся внутри человека, изготавливали ее из мозга или головы Д. Шева, сделанная из головы Д., через некоторое время начинала разговаривать. Для насылания шевы использовалась также Д. пызь (порошок из сушеных Д., букв. "мука из ящзериц") Этот порошок с заговором подсыпался в питье или еду, и у человека, отведавшего их, в животе заводились живые Д. Считалось, что за убитую Д. человеку прощается сорок грехов, но при этом воспрещалось проливать ее кровь, поскольку она отравляла воздух и землю, соприкасаясь с ними. Человек, которому кровь Д. попадала на тело, заболевал и даже мог умереть. Д. же, даже разрезанная на куски, убегала и восстанавливала свое тело из отдельных частей. Чтобы убить Д., ее следовало ударить наотмашь, поместить в расщеп палки и выставить на солнцепеке. В сказках герой мог научиться от Д. пониманию языка зверей, птиц и растений. Она же является хранительницей заколдованный кладов. К.-з. охотники зашивали высушенную Д. в шейный платок, чтобы не заблудиться в лесу. В к.-п. легенде рассказывается о слепой девушке, которая по ошибке вместо рыбы сварила Д., плеснула этим отваром себе в глаза и прозрела. Тем не менее, в народной медицине данный рецепт не практиковался.

Лит.: Жаков 1901, Камасинский 1905, Климова, Климов 1995, Налимов Материалы..., Сидоров 1924, Сидоров 1928, Uotila 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.