Вуджöр I |
В.Э. Шарапов © 1999 В к.-з. языке слово В. имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени или "след" от человека, а так же достаточно обширный круг предметов, которые наделяются в традиционных представлениях свойствами оберега от воздействия нечистой силы (см. Вуджöр II.). Следует подчеркнуть, что в к.-з. языке четко различаются такие понятия как гож сай, шондi сай "затененное от солнца место, тень от большого предмета" и В., морт В. "тень, силуэт человека". В печ. и вв. диалектах к.-з. языка глаголом вуджерасьны, вуджрасьны букв. "мелькать, мельтешить, двигаться как тень" обозначаются действия колдунов или нечистой силы, направленные на порчу человека и домашних животных. Слово В. является так же составной частью к.-з. выражений, которыми традиционно обозначают явления, неотступно преследующие человека, например: В.-вöт "тень-сон". В контексте одного из вариантов святочных гаданий у ижемских и печорских к.-з. В.-ом будушего жениха девушки называют фигурный след, который остается в устье печи или на столе от листа сгоревшей бумаги. Некоторые приемы любовной магии основаны на воздействии непосредственно на физическую тень, либо на следы человека, которые так же считаются его В. В поверьях коми наличие физической тени рассматривается как один из маркеров посюсторонности. Считается, например, что лешего или Омöля, обратившихся в человека, можно узнать в солнечный день по отсутствию у них тени. Согласно этиологическим мифам к.-з. Омöль был сотворен разгневанным Еном из собственной тени, которая неотступно преследовала его. Таким образом в мифологических представлениях к.-з. различные ипостаси нечистой силы, творцом которой выступил впоследствии Омöль, генетически связываются с потусторонним "миром теней". Показателен в этой связи к.-з. фразеологизм весиг В. абу "даже тени нет", которым характеризуется состояние небытия или полного отсутствия ч.-либо. По поверьям коми, наличие физической тени отличает человека от нечистой силы, а, следовательно, и оберегает его от возможного вредоносного воздействия со стороны представителей иного мира. А.С. Сидоров отмечает, что В. человека в традиционных представлениях коми осмысляется одновременно и как "часть самого человека", неразрывно связанная с ним, и как субстанция, которая может быть отделена от человека, как часть тела (волосы, ногти и выделения), как одежда, как изображение или отражение человека. Исследователь подчеркивает очевидную связь представлений о В. как тени человека с представлениями коми о душе. Интересны в этой связи поверья коми о фотографиях. В прошлом и начале нынешнего веков целым рядом исследователей в среде к.-з. было зафиксировано резко отрицательное отношение к фотографированию человека. Такое негативное отношение мотивировалось представлениями о том, что при фотографировании В. может отделится от человека и это неминуемо приведет к его гибели. По этой же причине современные коми охотники, как правило, запрещают фотографировать своих собак, "чтобы они преждевременно не утратили свои способности и не погибли неестественной смертью". До настоящего времени для сельских коми остается характерным негативное отношение и к фотографированию тела покойного, поскольку в традиционных представлениях любое отражение умершего рассматривается как вероятная угроза для живых. У печ. к.-з. говорят: "если умерший оставит в доме свой син В. "тень глаз", то вскоре кто-либо умрет". Согласно поверьям, распространенным у современных к.-з. повсеместно, воздействуя на фотографию, как на В. живого человека, можно наслать на него порчу: для этого необходимо замазать фотографию глиной в устье печи ("жизнь человека будет истлевать так же как его фотография"), либо на похоронах незаметно подбросить фотографию живого человека в могилу, приготовленную для умершего. Отметим, что в традиционной поминальной обрядности у современных к.-з. фотография умершего, как В. и зримое воплощение его души, рассматривается родственниками и близкими в качестве одного из возможных каналов связи с потусторонним миром. Считается, например, что по изменяющемуся выражению лица на фотографии умершего можно легко узнать о расположении души усопшего к живым, о её состоянии и нынешнем месте пребывания. Предполагается, что после смерти человека его В. (в данном случае в образе фотографии) может лишь некоторое время вести независимое существование от тела. Но при этом подчеркивается, что фотографии умерших особенно быстро бледнеют и тускнеют. Очевидно, что традиционные поверья о фотографии, как В. человека, смыкаются с представлениями об Орте (душе-двойнике) человека. Об этом свидетельствует и параллелизм некоторых к.-з. фразеологизмов: о худом, хилом человеке со слабым здоровьем могут сказать - орт бедь кодь "как посох орта", В. кодь "словно тень" или куш В.-ыс нин кольöма "только тень уже осталась". Лит.: Налимов 1908, Налимов 1925, Cидоров 1927, Шарапов 1997, ПМА, ПМ ОУ. |
|