Ыргöн |
О.И. Уляшев © 1999 Ы. характеризуется красным цветом, символизирует огонь, и в этом значении часто дублирует золото ("земное" или "самоварное золото"): медный (золотой) мост, медные (золотые) яблоки; в бытовых сказках медные пуговицы выдаются за золотые деньги и т.д.. Ы. керка "медный дом", Ы. кыдз "медная берёза" и т.д. отмечают первый этап пути сказочного героя. Известны сказочные персонажи к.-з., как печ. вв. Ы. плешка, вым. уд. иж. Ы. кымöса "меднолобый" - противник богатыря (дурачка), крадущий по ночам пшеницу, иногда спускается с Месяца или скачет на чёрном коне; вв. печ. Ы. плешка пöль, иж. вым. уд. Ы. кымöса старик "меднолобый старик" - карлик, бьёт братьев-богатырей, отнимает у них еду и скрывается от погони под землёй, или колдун (нечистый), живущий под землёй, под водой, куда спускается герой, посуленный отцом; в бытовых сказках и сказках-песнях Ы. плешка называют также попа. В обрядовых причитаниях родительский дом невесты, дом, оставленный покойником, описываются как Ы. вевта "с медной крышей", Ы. нитшка "с медным мхом", Ы. содъя "с медной лестницей", Ы. поска "с медным полом", эпитет Ы. при этом варьируется и сочетается с такими эпитетами, как золотой, серебряный, железный. Ы. наделялась способностью отгонять нечистую силу и болезни. У к.-з. Ы. öбраз "медный образок" считался самой надёжной охраной дома от бед, напастей, пожара. Ы. образок оберегал и путника в дороге. Больного (испорченного) человека принято было поить из металлической, преимущественно, Ы. посуды. В похоронной обрядности Ы. монетами "выкупали" могилу, но, в то же время, запрещалось хоронить умершего с Ы. нательным крестиком. Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Осипов 1986, Уляшев, Уляшев 1997, Wichmann 1916, ПМА. |
|