ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Микoла-угодник


 

Н.Д. Конаков © 1999

св. Николай Чудотворец

Как и у русских, в к.-з. и к.-п. фольклоре широко представлены сюжеты, в которых М.-у. выступает в роли помощника и защитника охотников, как бы совмещая свои функции с функциями лесного духа-хозяина или же противостоя ему. В к.-з. мифе именно у М.-у. медведь просит дать ему большой палец, но тот отказывается, угрожая в противном случае дать человеку крылья, а собаке лук со стрелами. Когда медведи стали часто в лесу нападать на людей, М.-у. спустился на землю. Он свалил берёзу, расщепил её и вставил в расщеп клин. Пришёл медведь и хотел съесть М.-у., но тот попросил его вначале помочь ему расщепить берёзу. Медведь сунул в расщелину ствола лапу, а М.-у. выбил клин и стал жестоко избивать пойманного медведя железной палкой. Наконец медведь взмолился о пощаде и дал клятву никогда больше не трогать людей.

Один охотник припозднился в лесу на промысле. Внезапно пошёл сильный дождь со снегом и стало очень холодно. Вскоре охотник так замёрз, что у него отказали руки и ноги, и он стал двигаться дальше по лесной тропинке ползком. Наконец он увидел впереди огонёк и дополз до кельи, в которой жил отшельник. Охотник попросился на ночлег, но отшельник отказал ему в этом под предлогом, что он уже тридцать лет живёт святой жизнью и не может позволить осквернить свою келью. Еле живой от холода охотник пополз дальше и увидел вскоре ещё один огонёк. Он с трудом дополз до костра, у которого лежал какой-то старик. Тот встал, сварил кашу с маслом и накормил его. После того, как охотник хорошо обсушился у костра, они легли спать. Утром старик опять накормил охотника, и они вместе тронулись в путь. Когда они проходили мимо места, где находилась келья отшельника, охотник увидел там лишь воронку, в которой кружилась вода и плавала его шапка, оброненная им ночью рядом с кельей. Оказалось, что старик этот был на самом деле М.-у., который спустился с неба, чтобы помочь охотнику и наказать нарушителя закона гостеприимства.

В другой быличке старик, попросившийся охотиться вместе с двумя охотниками, побеждает чудовище в две сажени ростом, захотевшее их съесть, борясь с ним на железном гумне длиной и шириной по двенадцать вёрст (эпизод заимствован из к.-з. сказок о битве героя с Гундыр). Охотники и старик обнаружили в доме чудовища множество человеческих тел и отрубленных голов, и огромное количество всевозможных шкур - добыча загубленных чудовищем охотников. Когда охотники предложили разделить добычу, старик отказался от своей доли в их пользу. После прощания старик сказал им: "Помяните М.-у." и попросил охотников закрыть глаза. Когда они их открыли вновь, М.-у. уже не было.

В одной из быличек северных к.-з., переселившихся на р. Обь, рассказывается об оленеводе, который пошёл на охоту, провалился под лёд и стал тонуть. Вдруг откуда-то появился седой старик, протянул ему свой посох и вытащил из воды. Охотник, желая потом отблагодарить своего спасителя, спросил у него, где тот живёт. Старик ответил, что на земле его можно увидеть только в большой каменной церкви М.-у. в г.Салехарде. Когда охотник появился в церкви, то он узнал спасшего его старика на иконе М.-у..

В к.-з. сказках М.-у. предстаёт в роли чудесного лекаря. Взяв в помощники бедного мужика, М.-у. ходит по деревням и исцеляет безнадёжно больных. Для этого он велит истопить баню и рубит там в корыте на куски больного. Затем он набирает в рот немного какого-то снадобья, хранящегося у него в пузырьке, и брызгает им на нарубленные куски. После первого брызгания куски срастаются, после второго - сросшееся тело становится чистым и, наконец, после третьего - больной оживает здоровым и помолодевшим. Всеми полученными за лечение деньгами М.-у. делился со своим напарником поровну. Сюжет этот был известен и в русском фольклоре, откуда, по всей видимости, и был заимствован.

Какие-либо обряды в день М.-у. у к.-з. и к.-п. не производились, исключение представляли удорские к.-з. У них в этот день было принято одаривать различной выпечкой (шаньги, рыбники и др.) стариков и вдов со словами: "Милостивöй Микола сетiс" "Милостивый Микола дал". Иконы М.-у. относились у к.-з. и к.-п. к особо чтимым, правда, у к.-п., если на вновь приобретённой иконе обнаруживалась надпись "Николай Чудотворец", она немедленно удалялась из дома, ввиду ассоциаций из-за созвучия слов "чудотворец" и чудь, которым к.-п. называли всевозможных духов и нечистую силу вообще.

Лит.: Рочев 1984, Успенский 1982, Янович 1903, Fuchs 1924, Fokos-Fuchs 1951, ПМ ПЛ, ПМ ЮР.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.