ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Масьленича


 

Н.Д. Конаков © 1999

Масленица

Как и у других православных народов, М. у к.-з. и к.-п. открывала праздничный цикл весенних обрядов. Веселье на М. продолжалось в течение всей недели, особенно активно - в её второй половине. Какого-либо религиозного содержания в обряды на М. к.-з. и к.-п. не вкладывали, считая это предвесеннее празднество просто как "вина-сур юан гажа праздник" "весёлый праздник питья вина-пива".

В каждом селении на М. устраивались ледяные горы. Их строили из досок, облитых водой. На Печоре эти горки украшали по бокам небольшими ёлочками и фонарями, которые зажигались по вечерам. Из еловых лап сооружали "ворота". Катались с гор на санках, попарно. Парни держали девушек на коленях и управляли санями. Было известно у к.-з. и к.-п. и катание на М. с гор другого вида. На крутых откосах под углом около 45 градусов укреплялись наклонно два обледенелых шеста, параллельно друг другу. У их верхних концов устраивалась площадка, с которой парень и девушка, взявшись за руки, ступали на обледеневшую поверхность шестов (каждый на свой шест) и скатывались на ногах вниз. Каталось с гор по шестам во время Масленицы и русское население Урала и Сибири. Катались с ледяных гор в течение всей М. недели, днём - дети, а вечером - молодёжь и даже люди среднего, а иногда и пожилого возраста. На Выми в среду, а в селениях по Сысоле в Четверг М. с гор катались молодожёны, поженившиеся в этом году после Святок. При этом молодая супруга давала деньги парням, которые строили горку, в некоторых местах она, прежде чем скатиться, должна была поцеловать мужа. Такое же особое значение придавалось катанию с гор на Масленицу молодожёнов у русских на р. Мезень. По тому, насколько удачно скатывались с гор в первый раз женщины, судили об урожае льна (скатилась хорошо - лён уродится). Другим популярным развлечением на М. были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. Качались преимущественно подростки, но в последний день М. - воскресенье на них развлекалась уже молодёжь.

Во всех к.-з. и к.-п. селениях в М. любимым занятием и развлечением были также выезды на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. К дугам подвешивали колокольчики, украшали их цветными лентами, цветами из бумаги. Парни катали вдоль селения в своих санях девушек. Для маленьких детей в сани ставили большие корзины, сажали детей в них, и те тоже участвовали в веселье. Особенно красочными были выезды у северных к.-з. (ижемцев). Помимо лошадей ижемцы использовали для катания и оленьи упряжки. На выезд они одевались, как можно, наряднее. В пятницу М. недели все молодожёны, венчавшиеся после Святок, обязательно участвовали в выезде, причём молодая должна была быть в кокошнике. В к.-з. с. Серёгово после катания на лошадях молодых забрасывали снегом. В ижемских селениях на М. было также принято устраивать гонки на лошадях и оленях. Характерно, что эти выезды чаще всего совершались по замкнутой окружности вокруг селения. Подобные магические круги "под знаком солнца" должны были обеспечить селение от всевозможных несчастий со стороны вредоносных сил.

Возобновлялись на М. и праздничные представления, разыгрываемые ряжеными. Но, если на Святки это было домашними развлечениями: при хождении со славой по домам, на праздничных вечеринках, то в дни М. ряженые веселили народ уже на улицах селений. Устраивали, так называемый поезд - лодка, поставленная на двое саней. В лодку садились ряженые, и "поезд" ехал по деревне в сопровождении толпы зрителей. На средней Вычегде один из ряженых обязательно изображал медведя, а другой - охотника. "Медведь" рычал, кидался на остальных участников инсценировки. "Охотник" вступал с ним в борьбу, во время которой остальные ряженые его подбадривали, давали советы. Наконец, "охотник" одерживал победу, снимал с "медведя" шкуру (вывернутый наизнанку тулуп), а "медведь" вдруг оживал, и представление начиналось сначала. Рядились медведем и охотником на Масленицу и в некоторых русских селениях на Мезени. В ижемских селениях в лодку ставили железную печку, самовар, устанавливали стол. Ряженые разыгрывали многосюжетное представление: пекли блины на печке, пили чай из самовара, толкли в ступе зерно, "кузнец" бил по наковальне и т. д. Один из ряженых, в вывернутой на изнанку шубе и мохнатой шапке, сидящий на носу лодки, изображал М. На р Вымь, в с. Серёгово М. возили по селу в пятницу. Ряженый, изображавший М.,в ярком сарафане, кофте, повязанный красным шёлковым платком с кистями, сидел в санях за столом с закусками. Народ при встрече с М. низко ей кланялся. В поездах на М. в некоторых селениях на Сысоле ряжеными были даже лошади: на передние ноги им надевали рваные мужские штаны, навешивали на голову беличьи шкурки, на седло - лапти, старые веники. У к.-п. в маленькие дровни, на которые была брошена охапка соломы, запрягали одну или две лошади, а на дровни садилась М. - мужчина, одетый в шубу навыворот и в женское платье, с метлой у плеча. Лошадей со всех сторон обвешивали соломой. Иногда на лошадь сажали ещё мальчика, тоже в вывороченной наизнанку шубе, с пучками соломы на спине и голове.

В пятницу днём, а в субботу и воскресенье днём и вечером молодёжь в селения по р. Вашка на М. устраивала "беседы" в специально снятой для этой цели избе. Основным развлечением на них была игра в "круг". Один из парней брал девушку за руку, она, в свою очередь, другой рукой выводила в круг ещё одного парня, а тот - следующую девушку. И так до тех пор, пока все участники игры не оказывались в единой цепочке, после чего они начинали водить хоровод под пение песен, преимущественно русских: "Калинушка", "Во саду ли в огороде", "А мы просо сеяли" и др. Играли на М. в круг и на Печоре.

Были у к.-з. и свои оригинальные песни на родном языке, которые исполнялись на М., например, "Гöгыль, пö, гöгыль" "Круг ли мой, круг". При исполнении этой песни дети взбирались на какой-нибудь холмик и скатывали с него вниз куриные яйца или другие круглые предметы. Другая песня "Шондiбанöй гажа валяйöй" "Солнцеликий радостный валяй" посвящалась встрече весны. У сысольско-вычегодских к.-з. словом "валяйтны" называли гуляние в М. на конях по кругу, вокруг наиболее многолюдных мест селения.

Пришедший к к.-з. и к.-п., несомненно, под русским влиянием образ Госпожи М. был известен преимущественно лишь в этноконтактных зонах. Широко распространённый у русских обряд сжигания в конце праздничной недели чучела М., символа уходящей зимы был лишь у к.-з. в с.Серёгово на Выми, где преобладало русское население. Обряд этот происходил в Серёгово так: в воскресенье вечером молодёжь, женщины и дети собирались на пригорке. Девушки наряжали чучело М., закрепляли его на палке, воткнутой в снег, а затем поджигали. После уничтожения злокозненных зимних сил женщины шли в церковь к вечерней службе, а молодёжь с песнями гуляла по селу.

В некоторых сысольских селениях М. суббота считалась женским праздником. Об этом дне даже говорили: "Один женский праздник в году". Сговорившись заранее, женщины собирались группами до 20-30 человек и поочерёдно отправлялись на угощение в дома каждой из них. Трапезы эти были сугубо женскими, и мужчины на них не допускались. Более того, когда женщины с плясками и песнями переходили из дома в дом, они вели себя чрезвычайно агрессивно ко всем попадавшимся им на пути мужчинам. Их били по спине, закидывали снегом, отбирали шапки и рукавицы и т. д. При этом мужчины должны были принимать такое обращение с ними как естестественное и не высказывать недовольства. Подобные женские разгульные праздники, разрешённые и защищаемые обрядовыми традициями, быди широко известны в прошлом у различных народов.

Обязательным элементом празднования М. были обильные угощения. Печь и варить начинали ещё за 2-3 дня до праздника. Во всех домах варили пиво (Сур), более зажиточные запасались вином. Как и у русских, обязательным праздничным кушаньем были блины. Тёщи угощали ими молодых зятьёв, остальные пекли их для себя и для гостей. Есть все старались, как можно больше - после М. наступал Великий пост.

Лит.: Дмитриева 1988, Дукарт 1975, Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв 1966, Попов 1874, Янович 1903.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.