ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Микайлo лун


 

Н.Д. Конаков © 1999

Михайлов день, 21 ноября ст. ст.

М.л. отмечался у к.-з. и к.-п. не повсеместно. Особенно интересно проходил этот праздник у удорских и вымских к.-з. Вечером, накануне М.л. устраивались складчины, причём отдельными группами собирались парни с девушками и родители со своими детьми в возрасте от семи до двенадцати лет. Мужчины и парни на свои вечеринки приносили вино, женщины и девушки - пиво, выпечку и другие закуски. И молодёжные, и взрослые увеселения проходили по сходному сценарию. Вначале было угощение, а потом начиналась игра под названием невеста пу борйöм "выбор будущей невесты". Причём, если на молодёжных вечеринках в неё играли сами участники, то на взрослых главные роли исполнялись присутствующими на них детьми. Родители же как бы играли роль постановщиков театрального действа.После угощения мальчики и девочки становились в круг и под пение родителей начинали скакать и кружиться по избе. Нарезвившись, они чинно рассаживались на коленях своих родителей, а те хором начинали исполнять специальную обрядовую песню. Вначале следовал зачин: после слов "О, царев сын..." и "О, царевна..." назывались имена какого-либо мальчика и какой-либо девочки из присутствующих на празднестве. Затем пелось: "Запихали их в озеро, размочили, подержали, в снопы связали..." После этих слов мальчик должен был успеть сказать: "Спасибо". Если мальчик благодарил поющих, они исполняли хвалебную песню. После её завершения мальчик вставал, подходил к девочке, имя которой было названо в зачине, и брал её под руку. Дети выходили на середину комнаты и кланялись всем присутствующим. Выбор будущей невесты был произведён. Если же после исполнения зачина мальчик не успевал или забывал поблагодарить певцов, то далее исполнялась не хвалебная, а хулительная песня. Выбор считался несостоявшимся. Игра продолжалась до тех пор, пока все дети не оказывались разбитыми на пары. Причём, дети должны были помнить о своём выборе в течение всего последующего года .

Лит.: Конаков 1993, Старцев 1929.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.