ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Плор-Лавра лун


 

Н.Д. Конаков © 1999

день мучеников Флора и Лавра

Как и у русских, св. Флор и св. Лавр считались у к.-з. и к.-п. покровителями лошадей. В П.-Л.л. не разрешалось работать, в честь святых мучеников отслуживали молебны. К церкви приводили купленного в складчину быка, тут же его забивали. Треть туши шла в пользу казны, треть предназначалась церковному причту, а оставшееся мясо варили около церкви и съедали всем миром, запивая сваренным из общественной муки и солода пивом (сур). Особенно грандиозный масштаб имело жертвоприношение в П.-Л.л. в к.-п. с. Коча. В ХIХ в. здесь приносилось в жертву в этот день до 80 быков, завещанных святым их владельцами. К началу ХХ в. их количество снизилось, хотя продолжало оставаться значительным, например, в 1908 г. в жертву в П.-Л.л. было принесено 47 быков. В ночь на 18 августа ст. ст. в Коче, предварительно вымывшись в бане, в белых рубахах и новых лаптях собирались крестьяне со всей округи, приводя с собой также чисто вымытых заветных быков. Все пришедшие собирались около часовни, а утром после того, как её открывали, спешили поставить свечки святым покровителям лошадей. Иконы св. Флора и св. Лавра занимали в часовне центральное место, первый из них был изображён загоняющим при помощи большого кнута лошадей в воду, а второй - купающим лошадей, держа их за вожжи. Затем все шли на реку, где священники из близлежащего с. Юксево отслуживали молебен. Во время молебна все присутствующие на нём заходили по пояс в воду, в воду же заводили и страдающих какой-либо хворью лошадей. После окончания молебна начиналось жертвоприношение. Каждый владелец быка убивал его сам, специально принесённым для этой цели из дома тупым ножом. Считалось, что чем больше мучилась жертва, пока ей тупым ножом перепиливали горло, тем больше она была приятна богу. Шкуры убитых быков приносились в дар кочевской часовне, почки и языки шли местной администрации, головы - сельскому старосте, а увесистые бычьи задки - священникам, служившим молебен. Оставшееся мясо варили в котле на костре, разведённом около часовни. Занимался этим старейший из участников обряда. Все принадлежности для жертвоприношения: котлы, ножи, вилки, блюда хранились в специальной постройке рядом с часовней, которая была увенчана крестом. Когда мясо было готово, начиналось пиршество, в котором принимали участие все желающие, в том числе и нищие, которых собиралось в Коче в П.-Л.л. большое количество.

Лит.: Доронин 1948, Кудряшова 1993, Смирнов 1891, Шестаков 1910.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.