ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Семик


 

Н.Д. Конаков © 1999

поминальный день накануне Троицы

Непосредственно перед Троицей, в седьмую (отсюда - Семик) послепасхальную неделю, как и у русских, в четверг, а чаще в субботу, у к. был поминальный родительский день. В С. у к.-з. из каждого дома хоть кто-нибудь должен был посетить могилы близких. Было принято являться на могилы обязательно с каким-нибудь кушаньем (рыбным пирогом, варёным мясом, яйцами и др.). Старались донести пищу ещё горячей, поскольку верили, что паром от неё питаются умершие. В могиле делали небольшое углубление и "угощали" умерших, наливая туда пиво или вино. После посещения кладбища поминки по умершим продолжались по домам. На них приглашались все родственники, за столом рассаживалось по степени родства, причём, женщины отдельно от мужчин. После того, как "родители" были помянуты, принимающие участие в поминальном обряде приступали к трапезе. В конце поминок исполнялись похоронные плачи, но запрещено было начинать причитания до того, пока со стола не исчезнет поминальное угощение.

У к.-п. считалось, что С. являлся единственным днём в году, когда души всех умерших получали от Бога дозволение на один день вернуться на землю, чтобы присутствовать на поминальной трапезе своих родственников, которая устраивалась как дома, так и на кладбище. К С. начинали готовиться заранее: уже за неделю до него ловили рыбу, забивали домашний скот и птицу, хозяйки тщательно мыли всю посуду, чтобы души покойных не упрекнули их в нечистоплотности. Утром в С. все приготовленные кушания ставили на стол, причём, выпечку специально надламывали, чтобы из неё свободно выходил пар. Затем перед иконой зажигали свечу, и все домочадцы молились Богу. Домохозяин давал указание отодвинуть стол от лавки и поставить ещё одну лавку по другую сторону стола для душ умерших родственников. После чего он приглашал их приступить к трапезе. Где-то через полчаса за стол садились и все домочадцы. После обильного завтрака семья отправлялась в церковь, а затем все шли на кладбище. На могилах близких растилали скатерти, на которые выкладывали принесённые яства и спиртные напитки. Чтобы принесённая для угощения душ умерших еда была тёплой, и от неё шёл пар, её заворачивали в специально разогретые для этого тряпки.

Лит.: Заварин 1870/1, Микушев, Чисталёв , Рочев 1971, Янович 1903.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.