ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Троича


 

Н.Д. Конаков © 1999

Троица

Как и у русских, Т. и Троицкая обрядность олицетворяли у к.-з. и к.-п. весенний расцвет природы, а обязательным символом его выступала свежая зелень молодых берёзок. Неслучайно в свадебном фольклоре к.-з. невеста сравнивает себя именно с берёзкой на Т.

Повсеместно на Т. привозили из леса молодые берёзки с пышными зелёными ветвями и сажали их перед окнами домов. На Печоре перед окнами было принято сажать по три деревца, на Выми берёзки в два ряда ставили и вдоль улиц. На Удоре, в Прилузье и вымских селениях высокую пышную берёзу ставили ещё в центре деревни или села,а также и на лугу. Дерево украшали разноцветными лентами, бумажными цветами, колечками из бересты. Вокруг разукрашенных берёз молодёжь водила хороводы, исполняла круговые песни, устраивала у них различные игры

Берёзки побольше привозили также в церкви, после освящения их ветки раздавались прихожанам. Т. рос "троицкие ветки" хранили за божницей, их использовали в обряде первого выгона скота, на Удоре освящённые ветки берёзы вкладывали в носик подойника при процеживании первого молока, надоенного после отёла коровы. На верхней Вычегде Т. веником хлопали по углам дома для благополучия всех домочадцев. Освящёнными берёзовыми ветками хлопали маленьких детей, приговаривая при этом: "Растите, растите, как берёза растёт." На Выми на Т. маленьких детей заворачивали в пелёнки и несли в баню. Открыв дверь в баню, произносили: "Во имя Отца, Сына и Святого Духа!" Затем ребёнка парили, произнося наговор на его здоровье.

В печ. селениях пожилые люди на Т. ходили друг к другу в гости, а молодёжь шла веселиться на берег реки или сухое возвышенное место, прогуливалась с песнями под гармошку по улицам, устраивала танцы и игры. На Сысоле девушки ходили в этот день в лес, захватив с собой продукты (яйца, молоко, масло), готовили из них себе еду под выбранной берёзой, а после трапезы водили хороводы, пели песни под гармонь. В некоторых селениях на Т. устраивались крестные ходы. Так, например, жители к.-з. с. Гам в этот день с иконами и хоругвями, во главе со священником обходили луга и поля, на которых стояли 12 памятных крестов. Около каждого из них служился молебен. Женщины после завершения крестного хода жертвовали по обету в пользу церкви вязаные изделия и женские носильные вещи. Потом эти жертвования продавались на торгах, а деньги шли в церковную казну.

Т. завершала весенний календарно-обрядовый цикл, связанный с подвижной частью православного календаря.

Лит.: Дукарт 1975, Конаков 1993, Микушев, Рочев, Муравьёва 1964, Осипов 1986.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.