ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

язьвинские


 
 

Конаков Н.Д. © 1999

Этнографические группы язьвинцев и зюздинцев после создания в 1925 г. Коми-Пермяцкого национального округа оказались за его пределами.

Язьвинские коми-пермяки проживают в долине р. Язьвы и представляют собой довольно изолированный анклав, который испытывал длительное этнокультурное влияние окрестного русского населения. Район Язьвы расположен значительно восточнее основного этнического массива коми-пермяков, на севере Пермской области (в Красновишерском районе). Формирование этой группы началось в ХVII в. путем переселения коми-пермяков из под Чердыни. Окончательно она сложилась в конце ХVIII - начале ХIХ вв. Именно в это время произошли серьезные конфессиональные изменения: язьвинцы приняли старообрядчество, чем существенно стали отличаться от других групп коми-пермяков, которые в массе своей были православными. Язьвинское наречие существенно отличается от других коми-пермяцких диалектов и считается переходным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. В культурном и хозяйственном плане язьвинцы мало отличаются от окрестного русского населения. Это обстоятельство, а также длительные контакты с русскими привели к тому, что процессы аккультурации и ассимиляции среди язьвинцев очень интенсивны. Уже к 1950 г. под русским влиянием этнографическая группа расслоилась как бы на четыре подгруппы, которые отличались уровнем знания языка и языкавым поведением. Правда, наиболее многочисленной подгруппой, которая охватывала 64% населения Верхнеязьвинского куста, была группа с коми-язьвинским языком в семье (Лыткин, Попов 1950).Численность группы по переписи 1897 г. составила 2,2 тыс., по переписи 1926 г. - 3,2 тыс. человек. Однако, во время переписи 1926 г. язьвинцев в последний раз записывали в переписных листах как коми-пермяков. Все последующие переписи фиксировали язьвинских коми-пермяков как русских, и поэтому определить нынешнюю численность группы довольно сложно. Некоторые исследователи считают, что к 1960 г. численность язьвинцев составляла примерно 4 тыс. человек, а ныне сократилась вдвое (Сморгунова 1992, С. 157-162). Процессы ассимиляции среди язьвинцев протекают ныне довольно интенсивно, и молодежь однозначно называет себя русскими, а люди старшего поколения сохраняют особое локальное этническое самосознание, заявляя, что они только пишутся русскими, но на самом деле ни русскими, ни коми-пермяками не являются, аназывают себя "пермяками" (Чагин 1993).

Вверх
 
 Языковое пространство
       финно-угорские языки
       диалекты коми языка
       говоры коми языка
 
 Этнографические группы
       коми-зыряне
           вымские
           нижневычегодские
           верхневычегодские
           удорские
           прилузские
           сысольские
           ижемские
           печорские
       коми-пермяки
           иньвенские
           косинско-камские
           зюздинские
           язьвинские
 
 Коми старообрядцы
       коми (зыряне) старообрядцы
           удорские
           вычегодские
           печорские
           прилузские
       медное литье

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.