Дöра |
| Нянь Д. (хлебное покрывало), пызан Д. (скатерть), по представлениям к. женщин, служат лучшим оберегом от нечистой силы, в качестве чего они и использовались в святочных гаданиях, традиционной медицине и упоминаются в быличках. Магическая сила их в большой степени связана с близостью к хлебу и огню, поскольку магическими свойствами чаще наделяются крашеные, орнаментированные ткани, особенно с крестовидными, солярными и красными (огненными) узорами. Так, в погребальной обрядности провожающим предписывалось иметь при себе верёвки с узелками, красные ткани и т.д., которые запрещалось класть в гроб. В свадебной обрядности в роли оберега, наряду с рыболовными сетями, использовались белые полотенца с красным орнаментом, которыми накрывали место молодых за столом, во избежание их занятия лже-молодыми, нечистой силой и т.д. В силу такой значимости орнаментированных тканей набойщики, красильщики, наряду с плотниками, коновалами, кузнецами и др. считались колдунами (тöдысь). Д. в фольклоре и обрядах к. символизирует мост, дорогу, реку, отделяющую и соединяющую разные миры: реальный / нереальный, мир героя / мир антигероя, рода невесты / рода жениха. Полотенце, холстина, платок связывают путника и сказочного героя с домом. В свадебном обряде под скрещёнными платками совершали рукобитье, банную дорогу невесты устилали платками, молодых перед венцом привязывали друг к другу полотенцем и т.д. Архаичный обряд развода у к.-з. заключался в разрывании полотенца на околице и разбрасывании половинок по разные стороны дороги. В погребальной обрядности Д. обозначает дорогу на тот свет, мост, по которому душа покойного переходит реку смоляного огня (к. сир биа ю), поэтому гроб опускали на двух холстинах достаточной ширины и длины, чтобы мост не получился узким или коротким. Вариантами Д. являются джодж Д. (дорожки-половики), которые подстилали под гроб или, опустив на них гроб, оставляли в могиле, "мед лолыс туйсö аддзис" "чтобы душа дорогу нашла". В загадках к. Д. символизирует Млечный путь, лыжня, борозда, путь, поверхность неба, земли и реки. Во сне Д. предвещает дальнюю дорогу, под которой, в зависимости от контекста сна, понимается реальная дорога, путешествие или смерть, реже - сватовство или приход сватов. Еджыд Д. (белое или чистое полотно) символизирует чистоту неба, воды, земли, изначальное девственное пространство. В ряде к. сказок еджыд Д. встречается как заместитель живой воды. В ритуалах и обрядах белые холщовые одежды связаны с ритуальной чистотой невесты, жениха, ребёнка, покойника и др. участников. Лит.: Грибова 1980, Климова 1984, Налимов 1907, Плесовский 1968, Терюков 1983, Уляшев 1993. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |