|
Л. считалась деревом, против которого были бессильны самые могучие колдуны (тöдысь). Неуязвимого для любого вида обычного оружия колдуна можно было убить, зарядив ружьё пулей из Л. Умерший колдун не мог больше ожить, если ему забивали в зад кол, сделанный из Л. В сказках и быличках к.-з. встречается сюжет, связанный с очищением от пеж (скверны): старик (святой, колдун) бьёт девушку, дочь нечистого или колдуна, ольховым прутом, из её чрева выходят насекомые, твари, ящерицы, после чего девушка становится чистой. Вероятно, представления об особых свойствах этого дерева появились из-за того, что сок, выступающий у Л. на срезе, на воздухе краснеет, напоминая свежевыступившую кровь, что согласуется и с народной этимологией слова Л. - букв. "душа-дерево, души дерево", хотя омонимия названия дерева и души (лов) возникла вследствие процессов фонетического развития довольно поздно, на собственно пермской почве. Лит.: Плесовский 1956, Сидоров 1928. Н.Д. Конаков | |