ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Коми-пермяки


 

 

Современные посиделки

 

У прялки

 

Коми-пермячка

 

Традиционная утварь и сейчас в ходу

 

Коми-пермяцкий дом

Согласно данным переписи населения 1989 г., на территории бывшего СССР проживало 152,1 тыс. коми-пермяков, в том числе в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. (ок. 60% всего населения округа). Вне основной этнической территории исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинцы и зюзьдинцы, получившие свои названия по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут на севере Пермской области в бассейне р.Язьвы (приток Вишеры). В настоящее время их численность составляет около 2 тыс. человек. Зюздинские коми-пермяки проживают в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащим с Коми-Пермяцким АО. В начале 50-х годов ХХ в. их насчитывалось около 7 тыс. человек, но в последующие десятилетия резко активизировались ассимиляционные процессы, и в 1989 г. перепись зафиксировала всего лишь 318 зюздинских коми-пермяков. Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, говорится в "Житии Стефана Пермского", написанном в конце ХIV в. Епифанием Премудрым. Московское государство вслед за утверждением своего влияния в Вычегодских землях стало расширять его и в Прикамье. В 1463 г. епископ Иона крестил часть коми-пермяков. В 1472 г. в результате похода на Пермь Великую отряда под предводительством князя Фёдора Пёстрого земли коми-пермяков были окончательно присоеденены к Московскому государству. Непродолжительное время ими управлял местный князь на правах московского вассала, но вскоре управление перерешло к русским наместникам и воеводам. Пермь превратилась в административную единицу Русского государства и была поделена на два уезда: Пермский или Чердынский с центром в г.Чердыне и Усольский с центром в г.Усолье (ныне г.Соликамск). Затем был образован и третий уезд - Койгородский. В отошедшие к Московскому государству новые земли начался приток русского населения, который был особенно велик во второй половине ХVI в. Прикамье стало форпостом для торговых связей с Сибирью, а затем для её завоевания и освоения. Именно с этого времени начался процесс формирования общих черт в быту и культуре коми-пермяков и окрестного русского населения. Во второй половине ХVI в. в Прикамье обосновались солепромышленники Строгановы, которым в крепостную зависимость попала большая часть иньвенских коми-пермяков. Коми-пермяки, жившие в Чердынском уезде, в большинстве своём принадлежали к государственным крестьянам. Разница в социальном положении способствовала постепенному формированию культурно-бытовых различий между этими группами. В ХVIII в. стала бурно развиватьсяпромышленность на Урале. Некоторая часть коми-пермяков в связи с этим была приписана к заводам Северного Урала, основной их повинностью была рубка, заготовка и доставка к заводам леса и древесного угля. Рост населения в крае привёл к тому, что коми-пермяцкая деревня ХIХ в. стала остро ощущать малоземелье, усугубляемое низким плодородием местных почв и неразвитостью агротехники. Многие крестьяне нуждались в подсобных заработках, поскольку за счёт собственных хозяйств содержать семью не имели возможности. Это заставляло их искать заработки за пределами края, а также вынуждало переселяться в новые места жительства, главным образом в Сибирь. Во второй половине ХIХ и начале ХХ вв. это переселение, начавшееся гораздо раньше, шло очень активно. Существенные изменения в хозяйственной и культурной жизни коми-пермяков произошли после 1917 г. В декабре 1917 г. в с.Кудымкар съезд представителей 13 волостей избрал Кудымкарский районный земский комитет, который ликвидировал все учреждения прежней власти, национализировал земли и имущество Строгановых. После завершения гражданской войны на территории края Кудымкарская волость вошла в состав Уральской области. 26 февраля 1925 г.

Президиум ВЦИК постановил образовать Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки. Создание округа на начальном этапе дало толчок культурному прогрессу коми-пермяцкого народа. С созданием в 20-е годы письменности стала развиваться национальная школа, книгоиздание на коми-пермяцком языке. В языковом плане коми-пермяцкий язык делится на четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвенское), верхнекамское (зюздинское) и коми-язьвинское. Письменность у коми-пермяков была создана на русской графической основе, при создании литературного языка в качестве основы послужил кудымкарско-иньвенский диалект южного наречия. В то же время экономически округ практически не развивался. С 30-х годов его превратили в лесосырьевую базу более развитых районов Урала, и здесь широко развернулись лесоразработки. В настоящее время в этнокультурном развитии коми-пермяков прослеживается усиливающееся влияние русской культуры. В значительной мере, это обусловлено сворачиванием многих институтов национальной культуры. Так, в послевоенные годы была практически ликвидирована национальная школа: коми-пермяцкий язык и литература стали преподаваться только в качестве предметов, причём, в половине школ они не преподавались вообще, кадры национальной интеллигенции, в частности, учителей, стали готовить за пределами округа, пресса на коми-пермяцком языке была ликвидирована, закрылся национальный ансамбль песни и танца. Кризис профессиональной художественной культуры, отсутствие национальной системы образования и т.д. привели к тому, что сегодня навыками чтения на родном языке владеют не более половины коми-пермяков (по данным социологических исследований), а письмом - существенно меньше половины коми-пермяков, проживающих на территории округа. Три четверти коми-пермяков предпочитают читать и писать на русском языке.

К традиционным занятиям коми-пермяков относятся пашенное земледелие, скотоводство, охота и рыболовство, из домашних производств - прядение и ткачество, гончарство, обработка дерева.

Основной системой земледелия на протяжении ХIХ - первой четверти ХХ вв. было трёхполье, а местами, в основном в северных районах округа, сохранялись лесные расчистки. Большая часть пашни отводилась под зерновые: рожь, ячмень, овёс; часть использовали под посевы льна. Пшеницу почти не сеяли. Немного выращивалось овощей и картофеля. Из овощей сажали на огородах капусту, лук, редьку и репу. Пахотным орудием служила деревянная соха с двумя железными ральниками; использовался также плуг-сабан местного кустарного производства, с одним лемехом и железным отвалом. Бороны были трёх видов: суковатки - на лесных расчистках, вязаные с деревянными зубьями - на лёгких песчаных почвах и, наиболее распространённые, рамные с железными зубьями. Сев осуществлялся вручную из лукошка, жали серпами, молотили зерно цепами, в зажиточных хозяйствах встречались конные молотилки.

Животноводство, издавно существовавшее у коми-пермяков, служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, лошадей, овец. Коровы были в основном местной комолой породы мелкие, с низкой продуктивностью, но выносливые и приспособленные к местным суровым условиям. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа и у зюздинских коми-пермяков. Овцеводство, как и разведение крупного рогатого скота, не имело товарного значения. Овцы были также местной породы - грубошерстные. Из овечьей шерсти вязали рукавицы, чулки, валяли валенки и шляпы. Скот на подножном корму находился пять-шесть месяцев, выпас был вольный, на лесных пастбищах без пастухов.Длительный стойловый период вынуждал заготавливать большой запас сена на зиму. Косили траву косой-горбушей с изогнутым лезвием и коротким выгнутым косовищем.

Удельный вес охоты в хозяйстве коми-пермяков был ниже, чем у коми-зырян. Наиболее развита промысловая охота была в северной части округа, на юге до 1917 г. строгановские лесничие практически не допускали крестьян на промысел в лес. Добывали белку, горностая, куницу, лису, боровую и водную дичь. Наиболее распространена была охота с ружьём и собакой. Применялись также железные капканы, деревянные самоловы, силки и петли. Охотились как в одиночку. так и артелями. Родовые промысловые угодья с охотничьими избушками к началу ХХ в. уже исчезли. Рыболовство у коми-пермяков промыслового значения практически не имело. Для внутреннего потребления рыбу ловили различными сетями: неводом, бреднем и др. В небольших реках сооружали запоры и ставили в них морды и вентеря. Осенью рыбу лучили острогой.

Из домашних производств повсеместно были распространены прядение и ткачество, которым занимались только женщины. Домотканные холсты шли исключительно для нужд семьи. Сырьём для их изготовления служили овечья шерсть, волокна конопли и льна. При прядении шерсти и кудели пользовались веретёнами и прялкой. С начала ХХ в. коми-пермяки стали применять ткацкий станок русского образца с деревянной рамой, боковыми стойками и двумя навоями. Прежде использовали более примитивный стан. Сейчас на таких ткацких станках, которые сохраняются во многих деревенских домах, в основном ткут очень распространённые у коми-пермяков половики. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки. Гончарство в основном было развито как домашнее ремесло. Глиняную посуду изготовляли простейшим способом - техникой жгутового налепа, иногда использовали и гончарный круг. Сегодня гончарством практически никто не занимается. Широкое распространение до сих пор сохраняет плетение из бересты, во всех хозяйствах имеются короба, пестери туеса, корзины, многие на селе и по сей день пользуются лаптями, особенно когда ухаживают за скотиной.

Традиционное поселение коми-пермяков - деревни, причём как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. В 1-й четверти ХХ в. сёла составляли только 2% поселений. Характерен кустовой способ расселения. Поэтому крупные сёла нередко возникали за счёт слияния ряда мелких деревень, и поныне разные концы таких сёл сохраняют старые названия. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа, которые заселены плотнее, наряду с приречным типом встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, которая была введена в последней четверти ХIХ в., но местами ещё сохраняется и беспорядочная. Нередко деревни, особенно небольшие, обнесены изгородью из жердей, и при въезде в них стоят большие одностворчатые ворота.

Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев. По сравнению с жилищем коми-зырян и северных русских, коми-пермяцкая изба меньше по размерам: 5x5 или 6х6 м. Избы традиционно ставились без фундамента на невысоком подклете. Наружная обшивка стен прежде встречалась редко. В северных и центральных районах округа крыши у изб в основном двускатные, в южных районах у зюздинских коми-пермяков распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Ныне используется стропильная конструкция крыши, прежде главным образом она возводилась на самцах. Князевое бревно-охлупень нередко украшалось изображением головы животного или птицы. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Ширина оконных проёмов 60-70 см. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. В основном избы повёрнуты к улице коньком, хотя встречаются и дома, расположенные параллельно улице. В ХIХ-начале ХХ вв. у коми-пермяков господствующим типом жилища был трёхраздельный дом, распространённый и теперь. В большинстве случаев одна из двух изб, соединённых сенями, использовалось как жилое помещение, а вторая как клеть. Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь,продукты, а летом там и спят. Под полом устраивают погреб или нижний амбар. Дверь в это помещение обычно делают со двора. У коми-пермяков распространены два типа связи двора с домом. На севере округа преобладает однорядная связь, когда двор пристраивается к дому сзади под единой крышей. В других районах округа, а также у зюздинских и язьвинских коми-пермяков более распространённой была двухрядная связь с покоеобразной застройкой одноэтажного двора. Во дворе ставились небольшие срубные помещения, которые ныне обычно называют конюшнями.

Народный костюм коми-пермяков сейчас в качестве повседневной одежды уже не используется, но он является сценической одеждой для многочисленных самодеятельных фольклорных коллективов. Традиционный женский костюм состоит из холщовой рубахи, белой или чаще цветной с прямыми вставками или поликами на плечах; надетого поверх рубахи косоклинного сарафана из набойки или синего холста, подпоясанного плетёным из разноцветных ниток пояском с бахромой на концах; поверх сарафана носили цветной или белый фартук. Традиционным женским головным убором в южных районах была самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента). В северных районах носили кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером). Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубаха из белого холста или пестряди была длинной; ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны шили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головными уборами служили валяные шерстяные колпаки, а позднее фуражки. Верхняя одежда мужчин и женщин была почти одинакова. Летом носили шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплой одеждой был пониток, он шился из полушерстяной ткани домашней выделки, имел сборки и фалды на спине и был длиннее шабура. Зимой общепринятой верхней одеждой была шуба из овчин. Традиционной летней обувью были лапти, сплетённые из липового лыка или из бересты. В северных районах носили также кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Мужчины, когда шли в лес или на рыбалку, одевали бродни (высокие сапоги с мягкой подошвой). Зимой повсеместно носили валенки и ишим (валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами).

Основу традиционной пищи коми-пермяков составляли мучные изделия: хлеб из ячменной или ржаной муки, при неурожае с добавлением различных суррогатов (толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи); блины, оладьи, шаньги, пироги с различной начинкой. Овощей в пищу употреблялось немного. Молоко в основном пили в виде простокваши. Мясо преимущественно ели только по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. На первое ели кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп. Вторыми блюдами являлись различные каши, чаще всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Традиционным и весьма распространённым блюдом были пельмени, которые готовили с мясом, грибами, редькой. К традиционным напиткам принадлежали квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво. Чай пили мало и заваривали его преимущественно на травах.

Традиционные праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков не очень велико, хотя в последнее время несколько возросло. В Коми-Пермяцком округе осталось всего несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти ХХ в. была деревня Пудьва на р.Язьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790 г., приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других селениях язьвинских коми-пермяков.

В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой в 1990 г. было создано Общество радетелей коми-пермяцкого языка и культуры "Югэр". Деятельность его строится в тесном контакте с Комитетом возрождения народа коми, действующего в Республике Коми.

Лит.: Белицер 1958, Гагарин 1978, Грибова 1980, Добротворский 1883, Жеребцов 1971, он же 1982, Конаков 1983, Лашук 1972, Рогов 1858, Смирнов 1891, Янович 1903.

Ю.П. Шабаев

Вверх
   Коми-зыряне
   Коми-пермяки
   Литература и источники

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.