Ним кыв |
Н. (< ним "имя" + кыв "слово") - выражение идеи власти слова над именами явлений и вещей окружающего мира. Словесные формулы вносят, по представлениям к.-з. и к.-п., в человеческую жизнь ощущение порядка и устойчивости состояния, что подчёркивается такими терминами, как кöрт кыв "железное слово", чорыд кыв "твёрдое слово" и т.д. Н. сопровождает и оберегает от случайностей человеческую жизнь и связывается не только с важнейшими обрядами жизненного и годового циклов, но также и с любыми более-менее значимыми житейскими ситуациями. Этим объясняется широкое распространение Н. в среде к.-з. и к.-п. и сохранение представлений о нём до настоящего времени. С другой стороны Н. может также разрушать порядок. В зависимости от приуроченности к календарным, семейным, ситуативным обрядам выделяются такие разновидности Н., как мöлитва (< рус.), и бурсиöм "благословение", букв. "добро-пожелание", обеспечивающие удачу, достаток в течение длительного периода: года (календарные обряды), семейной жизни (свадебный обряд), человеческой жизни (родильный обряд) и т.д. Заговоры, произносимые с целью нанесения вреда и порчи называются ёрдкыв, ёранкыв "проклятие-слово", с которыми сближаются ёрччöм "ругательство, проклятия". Примечательно, что ёрны означает и клясть, и слепить, ослеплять. Н., обеспечивающие удачу в том или ином предприятии: сенокос, охота, дальний путь и т.д., называются вордкыв < вордны "колдовать, ворожить", сызьöм, сиöм "пожелание". В лечебной магии наиболее употребительны вордкыв и Н.. который чаще всего читали на воду, на хлеб, на огонь и т.д. В обрядах лечения с помощью Н. используют хлеб, соль, молоко и т.д. К примеру, при лечении болезни обходятся только водой, в которую добавляют немного сажи с печного чела. Воду в чашке (иногда чашку с солью, с хлебом) ставят на стол перед образами или на шесток. Иногда иконы поворачивают лицом к стене. Затем тöдысь берёт нож, моет в воде, становится к иконам, три раза плюёт и три раза дует вправо и влево от себя, начиная с правой стороны, обводит ножом по краю чашки, трижды перекрещивает воду. Если Н. читают на хлеб, надрезают крестообразно и сыплют в надрез соль. После этого читают Н., перекрещивают воду, вторично читают Н., и воткнув нож в лавку, произносят: "Если через сталь ножа пройти сможешь, то возьми этого человека". И завершают обряд, в третий раз произнося Н. Классификации Н. по объекту воздействия не наблюдается, хотя тексты заклинаний, заговоров, приговорок весьма и весьма различны. Заклинания стихий с целью изменения погоды (призывание ветра, дождя и т.д.) сильно отличаются от заклинаний дичи, призывании её в ловушки и сети, или от Н., используемых в лечебной магии, тем не менее терминологически они ничем не выделяются. Заговоры обособляются по времени предотвращаемого или желаемого события. Бурсиöм, сызьöм должны предотвращать несчастье или обеспечить успех в будущем так же, как пожелание здоровья, охотничьей и проч. удачи, произносимые в бане или в вербное воскресенье по отношению к ребёнку, пожелание здоровья скотине при первом выгоне, обращение к пойманной дичи при опаливании, разделывании с просьбой созвать сородичей в ловушки и т.д. Часть Н. направлена на исправление порчи, болезни, неудач уже случившихся или нанесённых в прошлом. При этом наблюдается различие вектора направления слова: пожелания, связанные с будущим, открыты и направлены на исполнение, пожелания, связанные с прошлым, обращены на замыкание действия или возвращают его вспять. Термин Н., в представлениях к.-з. и к.-п., имеет множество значений. Н., во-первых означает совокупность способов словесно-магического воздействия на природу: вещи, животных, стихии, людей, окружающую среду с помощью молитв, просьб, пожеланий, заклинаний, заклятий, проклятий, запретов и т.д. Во-вторых, в более узком значении, Н. - один из перечисленных способов словесного воздействия. В-третьих, совокупность знаний, выраженных в "Тайном Имени Сущего", отсюда такие названия колдуна, ведуна, как ним видзысь "имя охраняющий", Н. тöдысь "имя-слово знающий" и т.д. В-четвёртых, Н. - собственное (магическое) имя колдуна, не избавившись от которого носитель не может перейти в иной мир. В среде к.-з. и к.-п. бытует множество рассказов о том, что колдуны не могут умереть до тех пор, пока не отдадут кому-либо Н. Умирающий колдун говорит: "возьми", его преемник: "дай". Реже Н. даётся вместе с каким-либо предметом: платком, лучиной, овечьей бабкой, которые представляются хранилищем или материальным носителем Н. Часто передача заветного слова заменяется или сопрягается с разрезанием гасника (подвязки штанов), без чего душа колдуна не может освободиться. В структурном отношении различаются сложные конструкции, представляющие собой поэтически организованный текст с традиционным кругом образов, а также простые фразеологические структуры типа "зайцем иди, совой возвращайся" (при выгоне овец), бласлö кристос < рус. "Благослови, Христос". Встречаются также Н., состоящие из одного слова (собственно такие слова и называются Н.) По происхождению различные формы Н. имеют разные источники. Молитвы и списки имён святых, произносимые речитативом, восходят к христианской традиции. Н. этой группы, в особенности имена святых, считаются наиболее сильным средством от нечистой силы и колдунов, о чём упоминается в быличках о вставании колдунов-покойников. Самая большая вторая группа к.-з. и к.-п. Н. заимствована из русского языка, они представлены в оригинале или в кальках, и в определённых ситуациях считаются сильнее оригинальных текстов к.-з. и к.-п., представляющих третью группу, что обусловлено оппозицией своя магия / чужая магия. Однако, бытование упомянутых текстов в письменной форме и возможность свободной передачи их другому лицу нарушают основной запрет, связанный с Н.: не передавать Н. постороннему без крайней необходимости. Нарушение запрета влечёт многочисленные беды передающему: болезнь, утерю магических способностей, смерть. При этом и Н. теряет магическую силу. Данные этнографических и фольклорных исследований указывают на существование четвёртой, более сакрализованной группы заговоров, отличающихся от профанных (широко распространённых) молитв и пожеланий. Именно знание этих тайных Н. и связывается, по представлениям к.-з. и к.-п., с собственно колдовством, магией и образом колдуна. Так, Н. воспринимается как тайное знание Имени Сущего, владение этим знанием, а также его словесное или вещное выражение, дающее власть над явлениями природы. Лит.: Лосев 1990, Налимов 1907, Сидоров 1928, Теплоухов 1926. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |