Öника |
| На верхней Мезени Ö. известен как местный чудотворец, один из трех братьев-монахов, основателей отшельнической кельи в трех километрах от д. Латьюга, на противоположном берегу реки. Ö. прожил долгую жизнь и прославился чудесными исцелениями людей и животных. После смерти был погребен в своей келье, здесь же был установлен и памятный крест. Чудеса исцеления продолжились на могиле старца, вследствие чего его келья превратилась в культовое место, известное как Ö. келля "келья Оники". Келья Ö. представляла собой бревенчатую постройку амбарного типа, внутри которой находилась могила отшельника. Противоположная входу стена от пола до потолка была заставлена иконами. Приехавшие из окрестных коми и русских деревень паломники по одному заходили в келью и развешивали принесенные в качестве приклада вещи на специальное вешало. Староста кельи разжигал кадильницу и, под чтение молитв, окуривал могилу Св. Ö., помещение кельи и приклад. После молитв все шли к озеру Келля ты, вода которого и сегодня считается святой. Полагалось бросить в воду несколько монет и, испросив благословения Св. Ö., умыться этой водой. Святую воду набирали для домашнего пользования в принесенную с собой посуду. Святость воды в озере обусловлена одним из деяний старца. По местной легенде, некий охотник убил свою собаку и утопил её в озере. Св. Ö. выпил всю воду из озера, достал и похоронил собаку, тем самым отправив ее душу в Рай, а охотника наказал, лишив зрения. После этого старец излил из себя воду озера, ставшую с тех пор святой. Образ Ö. в значительной степени мифологизирован. Так, он считается участником известного сюжета преданий о тунах с остановкой сусла и течения реки. У Св. Ö. был чудесный белый конь, которого он отправлял в помощь крестьянам находящейся на противоположном берегу реки д. Латьюга. Конь переходил реку по воде, не замочив копыт, обратно же он возвращался, отягощенный людскими грехами, проваливаясь в воду по бабки. Кроме общих поминовений, практиковались и индивидуальные посещения кельи в случае тяжелой болезни родственников, скотины или же при ее пропаже. Проситель должен был помолиться святому и пообещать приклад в случае благоприятного исхода дела. В качестве приклада использовалась одежда (детская или взрослая в зависимости от возраста больного), отрезы ткани, платки, шали, узорчатые тканые полотенца, флажки с вышитым посередине крестом, а также деньги. До конца тридцатых годов староста кельи один раз в год устраивал продажу вещей из кельи. На вырученные деньги покупались свечи и образа. Первая келья сгорела в 1942 г. Вместе с ней сгорели "вековые", по выражению местных жителей, образа. Вскоре после войны келья была вновь отстроена. В 1964 г. ее сожгли по приказу районного партийного руководства. Через некоторое время Св. Ö. стал во сне являться тогдашнему старосте кельи и другим жителям деревни. Новую келью сколотили из досок, втайне от местного руководства. В послеперестроечные годы на месте кельи была сооружена деревянная часовня. Следует отметить, что основные элементы культа Св. Ö. сохранились до сегодняшнего дня. Лит.: ПМА. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |