Улыс му |
Для к. мифологии была характерна универсальная трехчленная вертикальная структура космоса. Представления о наличии У.м., находящегося под миром средним, были стойкими, хотя и детально не разработанными. Считалось, что мир У.м. такой же, как наземный, только солнце там светит, когда наверху ночь. Он заселён обычными людьми, очень плодороден. Следует отметить, что в к.-з. несказочном фольклоре сюжеты о путешествии героя в подземный мир весьма редки. Сказочный герой попадает под землю по длинной ременной верёвке через отверстие в подполье дома, стоящего в глухой лесной чаще, либо отверстие в глубокой пещере. Наверху остаются два его сотоварища. Внизу герой попадает в мир с сугубо земными атрибутами: леса, реки, озёра, луга, лошади, коровы, дома и т.д. В то же время, это мир сказочный, поскольку в нем обитают многоголовые гундыр или злой и могучий карлик с длинной бородой. Герой успешно побеждает своих противников, освобождая при этом трех красивых девушек. После этого напарники героя с помощью веревки поднимают девушек, а затем и героя наверх. В более распространенном варианте сказки товарищи героя, вытащив девушек на землю, предательски обрезают веревку. Герой остается в нижним мире и выбирается из него с помощью гигантской птицы (орла, Нагай-лэбач) или крылатого оленя. Он наказывает обидчиков и женится на своей избраннице. Путешествие сказочного героя "за тридевять земель, в тридесятое царство", откуда он возвращается, победив змея, с невестой-красавицей, является широко известным фольклорным сюжетом (ср. прежде всего русскую сказку "О трёх царствах"). Царство это отделено от обычного мира непроходимым лесом, морем, огненной рекой или пропастью, иногда оно помещается под землей. Как и в русской народной традиции мифологические представления об У.м. у к. сопрягались с представлениями об аде, который повсеместно так и назывался. Лит.: Климов 1990, Налимов 1903, Пропп 1986, Рочев 1991. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |