Ыджыд видз |
| В первый день Ы.в., так наз. чистый Понедельник, к. обязательно парились в бане, убирали избы. Рано утром девушки катались с гор на коромыслах, приговария при этом: "Уродись, мой лён, тонок и долог, как моё коромысло." Это ритуальное катание было завершающим аккордом праздничной масленичной обрядности. Ы.в. у к.-з. и к.-п. соблюдался строго, обрядовая жизнь в это время замирала. Не проводились посиделки, не устраивались игры. Крестьяне были заняты работами по хозяйству, готовили инвентарь к весенним полевым работам. Календарная обрядность возрождалась лишь в Вербное воскресенье, последнее воскресенье перед Пасхой. На время Ы.л. приходится Вербное воскресенье, относящееся к одному из главных, двунадесятых праздников. На утрени во всех церквях в этот день совершается каждение верб и читается молитва на их благославление, после чего вербы окропляются святой водой. Как и русские, к. придавали освящённой вербе особую магическую силу. Принесённую из церкви домой вербу клали около образов, где хранили её длительное время. Веточками вербы в этот день стукали людей и скотину, чтобы они были здоровы; помещали их в амбары, чтобы верба оберегала их крыши от ветра. Детей хлестали вербой, произнося при этом наговоры на здоровье. Считалось, что после этого дети будут здоровы, хорошо расти и не болеть. Имея общие корни, а потому чрезвычайно схожий по сути, обычай хлестать освящённой незадолго перед Пасхой вербой был широко известен и у других христианских народов. После Вербного воскресенья наступает Страстная неделя (Страстная седмица), последняя неделя Великого поста, посвящённая памяти страстей, страданий Господних. Каждый день этой недели называется Великим. Как и у русских, в календарной обрядности к.-з. и к.-п. особое внимание уделялось Великому четвергу. Ночь на Великий Четверг, время перехода через срединный рубеж Страстной недели, считалась особо опасной, поскольку злые духи, которые должны были погибнуть или исчезнуть в день Светлого Христова Воскресения, становились особо активными. По народным поверьям, злые духи в эту ночь носятся толпами, собираются в сборище и дают чёрту отчёт о своей зловедной деятельности. Чтобы уберечься от злых духов и колдунов, над дверями клали щучьи челюсти - традиционный амулет-оберег, запирали на замок хозяйственные постройки, на дверях и косяках окон рисовали смолой кресты. Утверждали, что в ночь на Великий Четверг черти залезают на колокольни и грызут там в бессильной злобе колокола. Как и в другие рубежные даты, на Великий Четверг делали хозяйственные и погодные прогнозы. Считалось, что если ночь на него была морозной, то лето будет неурожайным. Рано утром осматривали специально оставленный на ночь во дворе кусок намоченного холста, если он замёрз, то полагали, что в этом году лён и коноплю (теплолюбивые культуры) лучше не сеять. Была и такая примета: "Если утром в четверг Страстной недели будет заморозок, то заморозки будут ещё сорок дней." Рано утром ("пока ещё вороны спят") хозяйки открывали печные дверцы и через трубу выкрикивали клички всех своих коров. Верили, что после этого они будут летом приходить домой с вольного выпаса сами. Коров и лошадей выпускали из хлева, а хозяйки, зайдя в дом, смотрели в окна и пересчитывали их. Полагалось насчитать скота больше, чем было не самом деле, для того, чтобы не было падежа и был богатый приплод. У сысольских к.-з. было также принято трижды обводить коров вокруг дома, задавая вопрос: "Корова пришла?" Считалось, что после этого они летом не будут теряться. У к.-п. хозяйки осматривали скот. Если он лежал головой на север, то ожидался его большой падёж, если на восток - хороший приплод. Ещё до восхода солнца выносили во двор постели и выбивали их, после чего исчезали клопы и блохи. В это же время считали деньги, чтобы они водились круглый год, умывались водой, в которую были брошены медные деньги, чтобы жить в достатке, а молодёжь - для сохранения красоты и свежести лица. Хозяин клал деньги в решето и, встряхивая их, приговаривал: "Пусть столько же будет денег в году, сколько дыр в решете." У к.-п. хозяйки с кем-нибудь из домочадцев выходили во двор "вязать глаза" хищным птицам. Хозяйка для этого обвязывала тряпкой кол, а её спутник спрашивал: "Что делаешь, что вяжешь?" Хозяйка отвечала; "Вяжу глаза куроедам, ястребу, вороне, сороке и другим." Печорские охотники и рыболовы перед рассветом в Великий Четверг приносили в дом можжевеловые ветки и пихтовый кряжик. Часть можжевельника клали под матицу, а оставшиеся ветки жгли посередине избы, прыгая через огонь. Пихтовый кряжик потом хранился в течение всего года. Считалось, что после исполнения этих обрядовых действий рыбный и звериный промыслы будут особенно удачны. На Выми рано утром за можжевеловыми ветками ходили в лес женщины. Потом они втыкали эти ветки над косяками изб и хлевов, окуривали можжевельником скотину, кринки из под молока, чтобы было больше сметаны. У к.-п. утром в Великий Четверг в лес за ветками вереска тоже ходили в лес женщины. В Великий Четверг старались переделать все необходимые в крестьянском быту работы, чтобы они успешно шли в течение всего года. Охотники задолго до восхода солнца шли в лес, чтобы подстрелить какую-либо живность, хотя бы даже сороку или ворону. Рыбаки шли на реку, сталкивали на снег свои лодки, складывали в них рыболовные снасти, садились сами, брали в руки вёсла и делали вид, что они плывут. Женщины садились за шитьё или пряжу, стараясь до восхода солнца сделать как можно больше. Мужчины, кроме того, осматривали амбары и другие места складирования хлеба. Верили, что если обуешься в этот день на мельничной полке, то весь год будет удача, а если обуться в том углу, где стряпают, то охотник найдёт весной тетеревиный ток. У скотины вырывали клочок шерсти, смешивали с шерстью, вырванной у другой, и зарывали в землю в хлеву для того, чтобы летом при пастьбе весь скот ходил вместе. Повсеместно в этот день пережигали соль, после чего она считалась целебной. Вечером в четверг Страстной недели было принято обязательно вымыться в бане и одеть чистое бельё. В пятницу женщины занимались генеральной уборкой, мыли полы, чистили иконы, медную посуду и т. д. В субботу все домохозяйки были заняты выпечкой и приготовлением праздничной пищи, красили пасхальные яйца. Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Дукарт 1975, Заварин 1870/1, Кокшаров 1859, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв, Рочев 1971, Сидоров 1928, Янович 1903. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |