ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Мать-утка


 

По беспредельному первозданному морю-океану плавала утка "чöж", носившая в себе яйца жизнезарождения. Она долго искала места, где бы ей высидеть своих птенцов, но так и не нашла себе пристанища. Четыре яйца, снесённые ею, были поглощены пучиной морской, только два последних яйца она сумела спасти. Высиженные под крылом матери, из двух яиц вылупились два птенца, два утёнка: Ен и Омöль. Это были два брата, два противоположных начала: жизни и смерти, добра и зла, правды и неправды, дня и ночи. До возраста мать носила их на своей спине, потом попросила своих утят достать из пучины морской выроненные яйца и разбить их на её теле. После этого сама взметнулась ввысь, с разбегу ударилась в воду и убилась.

Вот два брата, Ен и Омöль, начинают доставать материнские яйца из пучины морской. Нырнул сначала Ен в бездну морскую и стал искать потонувшие яйца. Прирождённое начало противоречия сразу заговорило в Омöле: пока брат его находился на дне морском, Омöль засвистел, закричал таким голосом, что от его крика всё застыло, и поверхность океана вся заледенела. Омöль возрадовался, что не осталось для брата выхода из-под воды. Вдруг засверкали молнии, и с такой силой ударил гром, что сразу весь лёд растаял, и забурлила поверхность моря-океана. От испуга Омöль сразу нырнул в воду. Это Ен, выходя из пучины морской, ответил на козни Омöля громом и молнией. Ударил Ен вынутое из пучины морской яйцо о тело убитой матери и взметнул вверх. В вышине сразу загорелось и заиграло солнце своими живительными лучами, а тело утки-матери разрослось в длину и ширину, покрылось лесом, зеленью и цветами. Так появилась земля-матушка. Нырнул ещё раз в пучину морскую Ен, достал второе яйцо зарождения и сделал отсюда себе помощников-ангелов. Нырнул в пучину морскую завистливый Омöль и достал оттуда два яйца, покрытые затхлой тиной. Разбил он первое яйцо и бросил вверх. На небосклоне зарделась тусклая, вечно холодная луна, признак ночи и холода, а по земле потекли безжизненные потоки воды, зазияли озёра, болота и зыбуны трясучие. Разбил он второе яйцо и создал оттуда себе помошников, таких же злых, завистливых и злотворных, как и сам Омöль.

После этого Ен и Омöль вступили на землю, приняли человекообразный вид и стали править землёй. Создал Ен птиц полезных на земле, а в противовес ему Омöль создал птиц вредных и хищных. Создал Ен домашних животных и зверей лесных, а Омoль создал хищных зверей и всяких гадов на земле. Вот Ен и Омöль решили создать человека. Вылепил Ен из земли фигуру человека-мужчины и дунул ему в лицо. И стал первый человек-мужчина на земле. Вылепил Омöль из земли фигуру человека-женщины и дунул ей в лицо раз, два, три, но ничего у него не выходит, так как в нём не было животворного начала. Тогда дунул Ен на творение Омöля, и фигура ожила. Так появилась первая женщина.

Сказал Ен первым людям: "Живите, размножайтесь и властвуйте над землёй и не творите грехов." После этого Ен построил себе небо, ушёл туда со своими ангелами и целых 12 лет не являлся на землю. На 12-й год пришёл и спросил у Адама, первого человека: "Где, Адам, Твои дети? У тебя теперь должно быть 12 детей." Адам об этом ничего не знает. Оказывается, за это время жена его родила 12 дочерей и сразу же их сама убивала по наущению Омöля. Тогда Ен проклял жену Адама, что она вечно будет пожирать своих детей, но за такой грех земля не может её дольше выдержать на себе. После проклятия Ена жена Адама была поглощена землёй и превратилась в смерть, а рождённые ею 12 дочерей стали помошницами своей матери, носительницами болезней и пороков. Чтобы Адаму одному не было скучно, Ен за время сна вынул у него одно ребро и создал из этого ребра ему другую жену, Еву, женщину чистую, непорочную, и строго наказал Адаму оберегать Еву от соблазнов и искушений Омöля. Приняв образ красивого мужчины, соблазнил Омöль жену Адама на грех и от этого пошло у них плохое потомство: пошли среди детей его ссоры и и раздоры, и прочие пороки. Тысячу лет прожили Адам и Ева и наплодили, и заполнили всю землю своими потомками, но ссоры и раздоры между их потомками не прекратились, наоборот, росли.

Ен отвернулся от потомков Адама и ушёл навеки от грешной земли на своё небо. Завистливый Омöль, подражая Ену, выстроил второе небо, над первым небом. Над ним Ен выстроил третье небо, Омöль выстроил над ним четвёртое небо. Так, в порядке вечного противоречия, Ен и Омöль создали семь небес. Омöль старался взобраться своим жильём выше Ена. Тогда Ен решил покончить с кознями Омoля: он пустил против Омöля и его помошников спрашный гром и молнии, и все шесть небес сгорели в пламени огня, а свора Омöля свалилась на землю и скрылась в лесах, водах и трущобах от преследований Ена. Так Ен низверг Омöля на землю и загнал его полчища в леса, болота и реки, вечно угрожая им громом и молнией. Только ночами и зимой они беспрепятственно могут выходить из своих логовищ и вредить людям. Видя, что на земле стало очень много бесов (потомков Омöля), что они не дают спокойно жить людям, Ен решил уничтожить их. Вот однажды он принял образ человека, сошёл на землю и стал делать горшки около дороги. В это время проходил около него со своими бесовскими полчищами сам Антус, начальник бесовских полчищ, и стал хвастаться своей силой, что он может затемнить свет божий, покрыть солнце и луну. Вот они раздувались, увеличивались в росте так, что покрыли собой весь дневной свет. "А можешь ли ты всем своим полчищем поместиться в эти три горшка?," - спрашивает Ен у Антуса. Бесы Антуса в один миг превратились в маленьких мошек и все вместились в три горшка. Ен закрыл горшки и зарыл их в землю, только случайно один горшок разбился, и часть бесов осталась на земле. Так Антус со своими полчищами был ввергнут в подземелье и сделался там начальником ада и грешников.

Зап. П.Г. Доронин в 1923 г. с рукописи на к.-з. яз. (Доронин 1947). Опубл. (с искажениями) на рус. яз. (Плесовский 1972).

Вверх
   Мать-утка
   Лягушка
   Гагара и лебедь
   Медведь
   Восьминогая собака
   Йиркап
   Пера
   Шомвуква
   Вискаты
   Пустынник
   Охотник и леший
   Старик из Шошки
   Утопленница

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.