новеллистические (бытовые) сказки |
О.И. Уляшев © 2000 Новеллистические сказки коми во многом обязаны своим появлением волшебным сказкам, а также книжной или лубочной традиции. Они возникают гораздо позже других типов сказок, поэтому отличаются минимумом волшебства и максимумом хитроумных сюжетных ходов. В новеллистических сказках редко разговаривают животные. Вместо превращений, которые характерны для волшебных сказок, в новеллистических сказках происходит постоянное переодевание героя, более реальное изменение его облика. Основными приёмами преодоления козней противника в новеллистических сказках становятся хитрость и ловкость героя. Поэтому наряду с такими персонажами, как глупый и жадный поп, коварный купец, спесивый генерал, в сказках этого типа встречается образ симпатичного вора, который крадёт коня из охраняемой конюшни, постель из-под спящей генеральши, а затем, разбогатев, женится на красавице (генеральской, царской, поповской дочке). К чисто бытовым относятся сказки о попе и его работнике (Мöмöт), широко распространённым в фольклоре разных народов. Работник и поп договариваются работать за щелчки или до тех пор, пока кто-то из договаривающихся не рассердится. Старшие братья, не выдержав издевательств попа, начинают сердиться, и поп отрезает у них носы; младший, которого поп не кормит, режет быка, а вместо одной овцы ("которая на тебя посмотрит") окликает и режет всех поповских овец. Очень популярна у коми сказка о "беременном" попе (псаломщике). У попа начинает расти живот, знахарка говорит ему, что он беременный; поп убегает из дома, чтобы скрыть "срам", ночуя у крестьянина на печке рядом с новорожденным телёнком, принимает его за своё чадо, убегает и т.д. Многие известные сюжеты о дураке, который обманывает умных братьев (попа, чиновника, купца) находят параллели в русских анекдотических сказках о пошехонцах, а также в коми преданиях и мифологических рассказах о чуди. Дурака посылают на базар; возвращаясь с покупками, он для облегчения лошади оставляет стол ("у тебя четыре ноги, сам дойдёшь"), затем выбрасывает ложки ("нечего на меня ругаться-тарахтеть"), горшки ("пни замёрзли без шапок"), соль из мешка высыпает в речку ("конь без соли не хочет пить"). Его пытаются утопить, оставляют на берегу в мешке; он меняется с купцом местами ("не хочу царём быть"). Возвратившись с тройкой лошадей и в приличной одежде, говорит обидчикам, что на дне реки ещё много такого добра осталось; обидчики бросаются в воду и тонут. Отдельную группу сказок составляют сказки о пристрастии священников к чужим жёнам, о хитрой женщине, которая обманывает псаломщика, дьяка, попа, архиерея и выставляет их на посмешище. В некоторых текстах финал приобретает волшебную окраску: поп, вывалявшись в смоле или накрывшись козлиной шкурой, превращается в чёрта. К бытовым сказкам можно отнести и те сказки, где животные помогают своему хозяину или благодетелю (Фома и лиса) или наказывают своих врагов-людей (Дрозд и смолокур). Во многом упомянутые сказки берут начало в трикстерских мифологических сказках древности, в которых действуют божественные или полубожественные существа, животные, обманывающие и вышучивающие соседей, соперников, богов. Значительную группу новеллистических сказок составляют тексты, переработанные из волшебных сказок и лишённые элементов волшебства. Как правило, подобные сказки рассказывались по нескольку часов подряд, и главными их достоинствами считались занимательность и авантюрность. В число авантюрных сказок входят сказки о герое, который богатеет, убивая или обманывая разбойников, женившись на купеческой (царской) дочке, выиграв суд с богачом. Сюжеты типа "Немка", "Безручка" строятся на злоключениях девушки, которую изгоняет из дома брат (отец) по наущению злой жены. Героиню находит в лесу молодой купец (князь), который вскоре после женитьбы уезжает в дальние края. Жена рожает ребёнка, но злодеи подменяют её письмо к мужу сообщением о том, что молодая купчиха родила щенят (котят). Письмо молодого с просьбой дождаться его приезда подменяется; женщину с младенцем изгоняют. В скитаниях она вновь обретает руки (голос), открывает своё дело и во время ярмарки, пригласив своих обидчиков в "мнимый трактир" и переодевшись трактирщицей, раскрывает им правду, под видом сказки рассказав о своих злоключениях. В сказке "Солдатка" жена солдата, переодевшись генералом, изводит мужа-тирана, рукоприкладствует, наказывает, а затем раскрывается, после чего в семье наступает согласие. Популярным героем новеллистических сказок коми является храбрый, бесшабашный и бывалый солдат. Солдат, возвращающийся домой, идущий на побывку, случайно встречается с царём (Царь и солдат), ночует в доме разбойников, убивает их и становится генералом, женится на царевне, возвращается домой богатым. Солдат-дурак по пути домой обыгрывает в карты генерала, выдаёт себя за него и женится на генеральской дочке; затем по пути домой проигрывает всё; ссылаясь на царский указ, муштрует свиней в родной деревне; жена приезжает посмотреть на мужа-генерала и его родителей, узнаёт правду; солдат устраивает парад свиней, царь даёт ему за это генеральский чин. В сказке "Солдат и смерть" солдату удаётся перехитрить саму судьбу: он три года подряд заставляет Смерть валить лес, на много веков замыкает её в окованный железными обручами гроб, в котором Смерть плавает до тех пор, пока железо не истлеет, запирает в табакерку, и только устав от жизни, выпускает её на волю. Новеллистические (бытовые) сказки притягивали слушателя занимательным переплетением сюжетов, описанием ловкости героя и его умения выпутываться из самых запутанных ситуаций. |
|