героический |
О.И. Уляшев © 1999 В коми героическом эпосе выделяются северный, среднекоми и южнокоми разновидности, проросшие из разных корней. Прозаический эпос больше характерен для коми-пермяков и соседствующих с ними вычегодских и прилузских коми-зырян. Наиболее распространены у пермяков циклы про чудских богатырей, Кудым-Оша и Перу. Первый - глава чудского племени, принёсший для своего народа первый хлеб и первые железные орудия, образ его восходит к образу мифологического героя. Поиск Кудым-Ошем невесты-Костö в чужом краю (у вогулов) встречается в фольклоре разных народов (мотив поиски дальней невесты). В какой-то мере эпос Кудым Ош можно отнести и к колдовскому, поскольку герой - не только богатырь и военный вождь племени, но и пам, верховный жрец. Пера-багатыр, предания о котором зафиксированы не только у коми-пермяков, но и у южных коми-зырян, считается родоначальником пермяков. По некоторым текстам, от Перы и Зарань, дочери Солнца, произошли зыряне и пермяки. Иногда Пера называется одним из мифологических чудских богатырей, настолько сильным, что Ен (Бог) превратил его в камень, когда тот признался, что куёт железную ось, чтобы перевернуть землю, взвалив на плечо. В исторических преданиях о защите московского царства (княжества) Пера изображается уже как историческое лицо. В повествованиях этого рода Пера в награду за победу над врагами с огненным колесом (богатырём в железном колесе) просит у царя шёлковую ловчую сеть и грамоту на владение участком леса. Затем состязается с Вöрса (лешим), отстаивая свои права на лес, убивает его и женится на жене лешего. В некоторых вариантах Пера вполне эпически превращается в камень, в других - его убивают слуги графа Строганова. В коми-зырянском фольклоре чаще встречаются сюжеты о богатырской охоте Перы, о борьбе с лешим, об участии на помочах. Пера бегает на лыжах быстрее ветра, нанизывает на копьё-шы до семи лосей. Леший пытается прогнать его с угодий, но Пера, предложив перетягиваться на палице, привязывается к смолистому пню, который трещит под натиском лешего. Испугав противника объяснением треска (Кости твои трещат), Пера предлагает мир. Однако ночью на своё место у нодьи кладёт колоду. Леший, втыкает в колоду копьё, Пера убивает лешего и завладевает его хозяйством. В рассказах о помощи односельчанам наиболее популярен сюжет о скупом хозяине, который, угощая работников, поднявших новый дом, задевает достоинство богатыря, вопросом: Чем же я такого богатыря кормить буду? Пера отвечает, что достаточно бочки мха с солью. Когда хозяин угощает его этим блюдом, богатырь выходит, один разбирает новый дом, кидает сломанные брёвна в сруб и, приподняв его, оставляет под нижним венцом рукавицу. Наиболее близки к преданиям о Пере коми-зырянские (вымско-вычегодские) эпические песни о богатырях Педöр Кирон и Кирьян Варьян, для которых характерны мотивы богатырских сказок и преданий о битве с немчу-тотара (немцы-татара), йöгра-яран (угры-ненцы). Богатыри наделяются устойчивым эпитетом Роч му кутысь (Русскую землю держащий). Как и в сказаниях о Пере, богатыри защищают от чужеземцев московского царя (князя). В тех вариантах, которые сближаются с балладами и историческими песнями о смерти героя, описывается ратный подвиг и гибель богатыря от семидесяти семи ран. Часто внимание акцентируется на описании битвы и награждении героя: богатырь освобождает народ от врага, спасает страну и царя, затем отказывается от царских даров (золота-серебра) и просит в награду лишь лесные угодья. Предания о могучем, быстроногом и непревзойдённом охотнике, страдальце Йиркапе, чей образ перекликается с образом Перы-охотника, относят почему-то к разбойничье-колдовскому эпосу. Разбойником его назвать невозможно, колдуном - тем более. Первое, что могло послужить причиной отнесения текстов о Йиркапе к колдовскому эпосу - его чудесные лыжи, сделанные из своего дерева (ас пу), которые останавливались только тогда, когда владелец бросал перед ними шапку или рукавицы. Второе - то, что погубили его колдовским способом: мать, по совету колдуньи, (или сама колдунья) опоила его ополосками от портянок, испугавшись, что сын перебьёт в округе всю живность, и люди помрут от голода. Отяжелевший охотник тонет, провалившись под лёд. Сюжет типично героико-эпический: богатырь спасает от голода сородичей, которые, отъевшись, задумываются - не будет ли сила богатыря во вред роду, и убивают. В отдельных вариантах возникает мотив внутрисемейных отношений: героя убивает вожделеющая мачеха (Федра и Ипполит) или мать, по совету любовника. У вымских и нижневычегодских коми-зырян зафиксирована эпическая песня Двенадцать сыновей вместе с отцом, которая встречается и в виде прозаического текста Шомвуква (Микушев 1987; Плесовский 1956; Рочев 1991). В основу повествования заложен сюжет о юноше-мстителе, достаточно распространённый в мировой культуре: отец с одиннадцатью сыновьями едет вверх по реке на охоту; половину из них съедает водяное чудище, половину - лесное; дома подрастает младший сын-богатырь; пройдя испытания, он убивает чудищ, освобождает братьев и отца. Прозаический текст ближе к сказочным и имеет продолжение: младший сын, убив чудищ, женится на их дочери, с которой рождают двенадцать сыновей; герой возвращается домой, повидаться с родными, получив наказ от жены: не хвастать; нарушает запрет; жена, обратив детей в лебедей и превратившись в олениху, убегает на остров посреди моря; отец находит их и, получив прощение, остаётся с ними. В коротких эпических рассказах о единоборстве сына колдуна с водяным чудовищем Глотом, пожирающим скот и людей, которые записаны на Удоре, отсутствует мотив мести за братьев. Тем не менее, герой этих преданий спасает односельчан от речного чудовища. Колдун зашивает в коровью шкуру своего сына и даёт в качестве очередной жертвы. Глот заглатывает сына колдуна, который изнутри распарывает живот чудовища. Коми-зырянские тексты о юноше-мстителе распространены достаточно широко, как в сказочном повествовании на верхней Вычегде, Печоре и Удоре, так и в песенных формах ижмо-колвинского эпоса. Подобные прозаические сюжеты встречаются и у коми-пермяков. Ижмо-колвинский песенный эпос записан сравнительно недавно, в кон. 1970-х-нач. 80-х гг., Ю.Г. Рочевым и А.К. Микушевым в бассейне р.Колва, притока Печоры. Основные ижмо-колвинские сюжеты те же, что и в других преданиях коми: поиск героем невесты в дальних землях, месть сироты-богатыря за убитых или униженных родных, битвы с кровожадными богатырями и чужими родами, захват женщин, оленей и имущества врагов, ради чего ижмо-колвинские богатыри выпрыгивают из чума через дымовое отверстие, ловят стрелы врага, успешно проходят испытания железными качелями, под которыми валяются черепа неудачников и т.д. Подробнее об этом эпосе см. в разделе песенный фольклор коми. Гусев Д.И. 1956. Коми-пермяцкие предания о Пере-богатыре. - Кудымкар. Домнин А.М. 1972. Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике. - Пермь. Климов В.В. 1964. Кудын-Ош, чудской пам // Иньва. - Кудымкар. Лимеров П.Ф. 1998 а). Коми несказочная проза. Сыктывкар. Изд-во СГУ. Микушев А.К. 1981. Историко-культурные взаимосвязи пермских народов // Историко-культурные связи пермских народов (по данным фольклора и языка). - Ижевск. - С. 5-16. Микушев А.К. 1987. (Состав.) Коми народный эпос. - М.: Наука. Микушев А.К.1973. Эпические формы коми фольклора. - Л.: Наука. Ожегова М.Н. 1971. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре // Пермский гос. пед. ин-т. - Т. 92. С. 50-112 Плесовский Ф.В. 1956. Коми мойдъяс, сьыланкывъяс да пословицаяс. - Сыктывкар. С. 150-151. Плосков И.А. 1982. Персонаж глот в преданиях и сказках коми // ТИЯЛИ КФАН СССР. - Вып. 26: Национальное и интернациональное в коми литературе и фольклоре. Рочев Ю.Г. 1984. (Состав.) Коми легенды и предания. - Сыктывкар. - 1999. Уральская мифология. Энциклопедия. Т.1. Мифология коми. М., Дрофа, ДиК. (ст. Важ йöз, Глöт, Илля Муромеч, Йиркап, Кирьян Варьян, Костö, Кудым-Ош, Педöр Кирон, Пера, Пöвсин, Чикыш, Чудь, Шомвуква.) Uotila Т.Е. 1995. Syrjanische Texte. - В. IV // MSFOu. - Helsinki. - В. 221. Wichmann Y. 1916. Syrjanische Volksdichtung // MSFOu. - Т. ХХХVIII. |
|