Енма-муа кост |
Н.Д. Конаков © 1999 Несмотря на наличие представлений о трехмерной вертикальной структуре мира, в его к.-з. и к.-п. мифологической модели мир средний предстает как бы обособленным, отгороженным от миров верхнего и нижнего. Исключая сказочные сюжеты, мир средний, мир людей практически изолирован от верхнего и нижнего, а божества этих миров в земную жизнь не вмешиваются. Замкнутость среднего мира наглядно представлена на изображениях пермского звериного стиля. Космический верх и космический низ на них промаркированы с помощью зоо- или зооантропоморфных символов, но они одновременно и как бы перекрывают возможные пути сообщения. Путь наверх преграждают изображения птиц, их голов, голов человеко-птиц, лосей, змей; путь вниз - головы лосей, фантастического полизооморфного так называемого ящера, бобра, медведя, лошади. Причисление лошади (о том, что это особь женского рода говорит изображенный на ней половой знак) к символике нижнего мира, возможно, связано с существовавшей у к.-п. космологической версией, согласно которой кони являются держателями земли. "На трех конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда черный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны и смерти, когда красный - царит мир, спокойствие и благополучие". Обращает внимание еще один символ на пластике звериного стиля - человеческий череп, помещенный у входа в подземный мир или же вне пределов среднего мира, причем, как в мире нижнем, так и в мире верхнем. Помещение универсального символа смерти - мертвого человека - в оба диаметрально протипоставленных земному мира свидетельствует, что их непроницаемость для мира живых людей не распространялась на мир мертвых. Кроме того, наглядно отражено традиционное для коми представление о двойственности человеческой души ("душа-дыхание" - Лов и "душа-тень" - Орт, Урöс), причем после смерти человека они навсегда разъединялись. Центральной фигурой на исследуемых изображениях является женщина, стоящая на одном из символов нижнего мира и касающаяся головой небесной символики, как бы связывая воедино верх и низ среднего мира. Ее всеземную сущность подчеркивает солярный знак на лбу или антропоморфный символ солнца (в виде женского лица) непосредственно над ее головой. О взаимосвязи с животным миром говорит наличие зооморфных черт: лосиные копыта и медвежьи лапы вместо ступней ног и кистей рук, медвежьи лапы вместо ступней и птичьи - вместо кистей или же руко-крылья. На одном из изображений из ногтей на медвежьих лапах-ступнях женской фигуры истекают под землю струйки воды, они тут же поднимаются на поверхность, и из них произрастают антропоморфизированные растения. Таким образом, данное древнепермское женское божество обладало широкими и важными функциями. Богиня, несомненно, высокого мифологического статуса, фактически олицетворяла весь средний мир. Она связывала воедино земной низ и небесный верх; имела прямое отношение к солнечной животворной силе (солярная символика), воде и земному плодородию, а, следовательно, миру растительному. Зооморфные черты богини взяты от наиболее ярких и мощных представителей животного мира всех земных сфер: медведя, лося, хищной дневной птицы семейства ястребиных, что подразумевает ее власть над всей фауной. Изображение на груди женской фигурки человеческой личины позволяет предположить, что она ведала и воспроизводством рода людского. Исследователи финно-угорских мифологических представлений отмечают, что, согласно им, Землю воплощали женские божества, иногда выступавшие супругами высших богов. Логично предположить, что у к. некогда было аналогичное женское божество, представления о котором слились впоследствии с образами Богородицы и Параскевы-Пятницы. Имени этой богини историческая память к. не сохранила. Лит.: Конаков 1996. |
|