Толкование сновидческих примет |
В.Э. Шарапов © 1997 Известны случаи, когда в селениях у коми выделялась определенная категория лиц, занимавшихся толкованием снов. Так, например, у печорских коми искусством истолкования чужих снов славилась Цыгань-Парась, которую, нередко, называли еретничкой (т.е. колдуньей). Считается, что она унаследовала этот дар от кого-то из своих родственников. Интересно, что в среде коми старообрядческого населения на Средней Печоре толкованием снов занимался известный начетчик - С.А. Мамонтов, который в тоже время советовал своим прихожанам: " По снам и приметам жить -грех. Если не твоя вода, то туда и не суйся. А будешь в это верить, то и попадешь под эту силу ". Опыт систематизации толкований снов, аналогичных по своей структуре и содержанию текстам народных примет, предпринимался в работах ряда исследователей. В 20-е годы лингвист и этнограф А.С.Сидоров рассматривал народные толкования сновидений как ценный источник при изучении принципов подобия и метафорических ассоциаций в магии и колдовстве у коми.(13) Обширный свод поверий о вещих снах приводится в диалектологическом сборнике коми фольклорных текстов, записанных Т.Е. Уотилой и опубликованных П. Кокконен.(14) Некоторые материалы о снах-предсказаниях приводятся в работе В.М. Кудряшовой "Коми народные приметы".(15) Следует подчеркнуть, что у коми до настоящего времени не получили распространение письменные сонники, поскольку традиционно в толковании сновидческих "примет" прослеживается отсутствие жесткой однозначности. Так, например, считается, что встреча во сне с усопшим, в зависимости от конкретной ситуации, может предвещать: несчастье; удачу в промысле; плохую погоду или перемену погоды; либо свидетельствует о том, что усопшего давно не вспоминали или чем-то обидели. Показателен в этом плане ответ одного из старожилов с. Аранец на реке Печора: "Покойный может сниться к разному... Всё зависит от того, каким был этот человек при жизни. Если хороший человек снится - к добру, а человек с черствым сердцем - всегда к беде". Сновидческие образы, так же как и мифологические образы, не имеют четких и однозначных определений и характеристик. Так, например, информанты отмечают: "Знакомые люди во сне узнаются не по внешнему облику или каким-то отдельным чертам лица... Как правило, на лицо и не обращаешь внимания, а воспринимаешь человека в целом... Не столько видишь, сколько по наитию узнаёшь..." У печорских коми есть поверье: "Если увидишь во сне человека, но не узнаешь сразу во сне кто это, а проснувшись, все-таки поймешь, кто это был - к смерти узнанного человека" (с. Уляшево, Печорский район). Показательно в этом плане и поверье вычегодских коми: "Иногда во сне видишь перед собой лицо - как будто свое отражение в зеркале - но не можешь сразу узнать кто это... Говорят, так можно увидеть лицо своего орта"(с. Керчемья). Отмеченные выше закономерности восприятия сновидческих образов проявляются и в традиционных коми гаданиях с целью определения виновника болезни или порчи. Описание одного из таких ритуалов приводится в рукописных материалах известного коми этнографа В. П. Налимова: "Желая узнать, испорчен ли человек при помощи колдовства, тцдысь смотрит сквозь текучую воду, которую приносят до утренней зари и в чашке ставят на стол. Если человек испорчен при помощи колдовства, то на дне чашки появляется изображение человека (который испортил больного - В. Ш.), но довольно неясное. По этому изображению нельзя узнать кто он. В таких случаях тцдись ранит иглой или ножем изображение... Поранение с изображения передаётся на реальное лицо... Такая рана выдает его родственникам больного".(16) Можно предположить, что в "неясном" сновидческом образе представлены одновременно многие лица и никто в отдельности. Рассказчик сна, пытаясь распознать увиденное лицо, как бы формирует этот образ, наполняя его определенной информацией. Соответственно, такие характеристики как неопределённость, нечеткость сновидческих образов, а так же неоднозначность в толковании сновидческих "примет" могут быть определены как необходимые условия для хранения и трансляции информации(17), обусловленной той или иной этнокультурной традицией.
Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях Толкование сновидческих примет Изучение рассказывания сновидений
Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997. |
|