ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

народная фармакология


 
 

© И.В. Ильина

Характеризуя традиционный набор средств и методов лечения, один из исследователей культуры коми писал: ”Зыряне знают многие специальные средства против болезней и с замечательным искусством умеют пользоваться тем, что дает им природа” (Попов К., 1874, с.34). Наибольшей популярностью среди лекарственных средств природного происхождения пользовались растения. Вплоть до недавнего времени в каждом доме, в каждой охотничьей избушке хранились разнообразные травы, ягоды, корни, заготовленные на случай болезни. Знания об их целебных свойствах передавались из поколения в поколение и в ряде случаев закреплены в народных названиях растений. Иногда растению давалось название, тождественное названию болезни, от которой оно использовалось: мылöд вуж (мылöд "спазмы в желудке", вуж "корень"); горш висьöм турун (горш висьöм "болезнь горла", турун трава),; пöдöм турун (пöдöм "удушье"); кочöг турун (кочöг "колики"); пыкöс турун (пыкöс - "опухоль") и т.д. В других случаях название указывает на часть тела человека, для лечения которой применялось растение: сьöлöм турун (сьöлöм "сердце"), гöг турун (гöг "пуп"), йöзви турун (йöзви "сустав"), или же содержит информацию о лекарственном назначении травы - дзурк кылан турун ("трава, устраняющая скрип" в суставах), вир тупьян турун, вир кутан турун ("трава, держащая кровь”).

О вере в способность растений излечивать и возвращать здоровье свидетельствуют такие народные характеристики и рекомендации как: "Оти турун дас кык (сизим дас сизим) висьöмысь бурдöдö" - "Одна травка от двенадцати (семидесяти семи) болезней излечить может"; "Быд висьöмысь аслас турун" "На каждую болезнь есть своя трава"; "Турун ва ю - став висьöмыс мунас" - "Пей травяные настои - и все болезни уйдут"; "Видз вылын став висьöмысь лекарство выйим" - "На лугу от всех недугов лекарства".

Со сбором и применением лекарственных трав связано немало преданий и легенд, в которых растениям приписываются чудодейственные свойства. Наиболее интересным и самобытным является поверье об аслад цвете ("свой цветок"), имеющемся якобы в природе у каждого человека и обладающем магическими силами. Показывается этот цветок только раз в жизни, и человек, сумевший найти и распознать его, обезопасит себя от всех болезней и несчастий. Понять, каким же образом можно узнать "свой цветок", трудно: тот не имеет конкретного вида, времени и места цветения. Сохранились лишь очень неясные представления о том, что стоит надломить стебель, как вместо сока на срезе появляется кровь. Многие информаторы с сожалением вспоминают о том, что встречали, по всей видимости, аслад цвет, удививший их причудливой формой, яркой красотой или вызвавший какие-то необычные чувства, но не сорвали его или по недогадливости, или понадеявшись сделать это на обратном пути.

Поверья об аслад-цвете тесно переплелись с широко распространенными среди европейских народов преданиями о папоротнике. Считалось, что с помощью волшебного, расцветающего на Иванов день цветка папоротника можно вернуть здоровье и силы, продлить жизнь, отыскать спрятанные в земле сокровища. Человек, мечтающий завладеть цветком, должен обладать крепким сердцем и большим мужеством, поскольку все нечистые силы стараются помешать ему в поисках, запугать и даже довести до смерти. Интересно, что в качестве апотропейного средства во многих домах хранили корневища папоротника, которые, впрочем, использовались и как лечебное средство против совершенно конкретных заболеваний.

Чудесными целительными силами наделялись венерин башмачок, первоцвет весенний, прострел луговой, характеризующиеся в народе как травы от "ста болезней". Их поиск окутывался тайной, а при сборе требовалось соблюдение полной тишины, иначе, по поверью, растения вообще могли "не показаться" сборщикам.

Наибольшей лекарственной силой обладали, по общему мнению, травы, собранные на Иванов день. В ночь или на рассвете 24 июня (по ст. ст.) женщины, одетые в чистые белые одежды, переправлялись на луга, расположенные за рекой, и, идя по кругу, соблюдая полную тишину, собирали лекарственные растения. По народным представлениям, целительные силы трав в это время были настолько велики, что они придавали лекарственные свойства и росе, выпадавшей на Иванов день. Эту росу собирали, расстилая на лугах льняные, хорошо впитывавшие влагу полотенца, и хранили в бутылочках в красном углу избы. В случае болезни ее употребляли как лечебное средство. В Прилузье долгое время сохранялся также обычай кататься в купальскую ночь по росной траве, приговаривая: "Сизим дас сизим турунысь лысва - сизим дас сизим висьöм вошас" - "С семидесяти семи трав роса - семьдесят семь болезней исчезните".

На Ижме считалось, что именно роса выпадавшая на Иванов день, придает особую лечебную силу растениям. Поэтому собранные целебные травы связывали в пучки и в течение трех дней рано по утрам выносили на луг "куим лысва чукортны" "собрать три росы". Затем травы высушивали и хранили за божницей на случай болезни.

Вера в очистительную и продуцирующую силу свежей зелени проявлялась и в обычае париться накануне Иванова дня в бане. Парились специально изготовленными вениками, составленными из березовых и рябиновых веток, а также цветов купальницы. Купальницей, цветение которой в народном календаре коми было непосредственно связано с летним солнцеворотом, устилали пол и полки в бане. Считалось, что во время парения человек очищается от всякой скверны, приобретенной в течение года, и набирается здоровья до следующего лета. Показательны в этом отношении заговоры, сопровождавшие парение детей:

 

“Сöспу моз состоммыны.

Купальнича моз чветитны,

Корся киль моз паськавны”.

 

“Мед турзяс да бырзяс,

Кыдз ивановской турун

Турзьöма, быдмома”

 

“Корöсь корйыс моз мед чветитны

Еджыд мед тэнад яйыд лоо,

Югыд мед тэнад вирыд лоо”.

 

“Коко, коко, пышйы,

Уулань вужйоо,

Выылань корьёо.

 

Порсьлы - лудöм,

Ыжлы - кызöм,

Ошлы - висьöм!

Коко, коко, пышйы,

Тамаралы да Галиналы да

Ыджыда быдмыны

Мед ёна ыджыдöсь да бурöсь лооны!”

 

“ Будь чистым как рябина

Цвети как купальница

Ширься как березовый лист.”

 

“Пусть крепнет и растет,

Как ивановская трава

Окрепла и выросла.”

 

“Как листочку веника тебе цвести

Пусть белым станет тело твое,

Пусть светлой станет кровь твоя”.

 

“Ножки, ножки, бегайте,

К низу корни пустите,

К верху листья распустите.

 

Чесотку - свиньям,

Кашель - овцам,

Болезни - медведям!

Ножки, ножки, бегайте,

Тамаре и Галине

Вырасти большими

Чтобы рослыми да хорошими стали!”

 

(Дукарт, 1978, с.149; Микушев , Чисталев, Рочев, 1971, с.46,78).

Необходимо отметить, что в народе хорошо осознается особая эффективность применения для лечения цветущих растений, а Иванов день рассматривается как день наивысшего расцвета всей природы, всего растительного мира. Корни рекомендовалось собирать в конце лета, а кору и почки заготавливали ранней весной в период активного движения соков.

Обращает на себя внимание традиционно бережное отношение населения к природному лекарственному сырью. Места произрастания наиболее ценных и редких видов лекарственных растений были поделены между травницами, и каждая из них собирала травы лишь на своем участке, следила за постоянным восстановлением запасов. Нередко при истощении запасов травницы на несколько лет вообще отказывались от сбора того или иного редкого вида. Благодаря этому до сегодняшнего дня некоторые из них собирают травы на местах, известных с начала XX в.

Использовались растения в практике домашнего врачевания как в свежем, так и в сушеном виде. Собранные травы связывали в небольшие пучки и развешивали для сушки и хранения в затемненных, проветриваемых помещениях — на повети, на чердаке, под навесом крыльца. Корни, предварительно отмытые от земли и разрезанные на кусочки, а также ягоду и кору обычно подсушивали еще и в печи, а затем хранили в маленьких берестяных туесочках. Морошку, бруснику на зиму замачивали и хранили в кадках в прохладных помещениях.

Формы лечебных средств из растений были довольно разнообразны, но технология их приготовления была несложна: отсутствовала точная дозировка сырья, не использовались сложные сочетания трав, не требовалось особых сосудов для приготовления и хранения лекарств. Единственным правилом, существовавшем при изготовлении лекарств, был принцип: "Каждому человеку - своя горсть". Опытные травницы объясняют его так: "Все люди разные - большие и маленькие, толстые и худые, и чтобы трава приносила пользу, каждый человек должен выпить свою норму, а определяется норма горстью человека". Поэтому, как правило, лекарства готовились индивидуально для каждого больного. В зависимости от тяжести заболевания горсть сырья заливали кипятком и настаивали в теплом месте. Иногда отвар выпаривали в печи в замазанном тестом сосуде и употребляли растения. Готовили также настойки на вине или водке, а из высушенного сырья - порошки. Отвары, настойки, порошки использовались и для наружного применения — растираний, примочек, обтираний, полосканий, ванн, присыпок. Кроме того, из распаренных в кипятке растений делали припарки, компрессы. Смешивая растительное сырье со сливочным маслом, сметаной или животным жиром, получали мази для наружного применения.

Всего на сегодняшний день известно более 140 видов растений, использовавшихся в народной медицине коми. Ввиду того, что в народной ботанической терминологии одно и то же растение имеет несколько названий и, наоборот, под одинаковым названием подразумевается несколько ботанических видов, идентификация их весьма затруднена. Поэтому в это число включены только те растения, которые удалось собрать при помощи информаторов и ботанически определить

Значительное место в арсенале лечебных средств занимали продукты охоты. Эффективным лечебным и профилактическим средством считалась желчь. Помимо свежей использовали сухую желчь, более удобную в транспортировке и пригодную к длительному хранению: при разделке туши убитого зверя извлекали желчный пузырь целиком, высушивали его и растирали в порошок, который затем добавляли в пищу или чай. Свежая медвежья, оленья, лосиная желчь, настойки из нее применялись в качестве растираний при ломоте в суставах и мышечных болях. Ее пили небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе. Щучью желчь охотники рекомендовали пить по капле в день в целях профилактики различных заболеваний.

Старые охотники пили кровь только что убитых животных, считая, что эта процедура благотворно влияет на самочувствие, придает новые силы, излечивает малокровие, цингу, заболевания почек.

Растопленный костный мозг оленя закапывали в уши при простуде. Ижемцы и мезенские коми, занимавшиеся оленеводством, использовали его в качестве растираний при ломоте в суставах. При простуде, сильном кашле, ангине, заболеваниях печени пили растопленный костный мозг из оленьих ног. Им же смазывали глаза с бельмом. Головной мозг оленя употребляли как средство от головокружений. При истощении, малокровии больного кормили киселем, сваренным из оленьих рогов.

Высоко ценился животный жир (особенно медвежий): растопленный жир пили с горячим молоком, закапывали в уши и в нос при простудах; использовали в качестве смягчающего средства при обморожениях и ожогах ; им растирали тело при ломоте, болях в суставах и пояснице, ушибах,.

При лечении желтухи, золотухи, малокровия, куриной слепоты использовались печень животных и жир, вытопленный из внутренностей рыбы.

Желтуху пытались лечить и магическим методом с помощью только что выловленной щуки — больного заставляли смотреть на щучью спинку, полагая, что желтизна с лица больного перейдет на рыбу, затем рыбу выбрасывали.

Свежая рыба в больших количествах ценилась как средство для укрепления организма. На Печоре ослабевшего после болезни человека специально отправляли на рыбный промысел, за время которого, питаясь почти исключительно свежей рыбой, выздоравливающий набирался сил, поправлялся. На верхней Вычегде сходные целебные свойства приписывались щуке, которую ели в вареном виде натощак при очень многих заболеваниях.

Обращает на себя внимание особая любовь коми к рыбе так называемого "печорского" засола. Слабосоленую оставляют на солнце или держат несколько дней у печи, пока она не приобретет кислый вкус и сильный запах. При этом она становится совершенно мягкой, а при наиболее сильной степени квашения приобретает студенистый вид. Считается, что такая рыба полезна при цинге, истощении, импотенции, так как укрепляет организм и придает бодрость.

В качестве апотропейных средств в домах хранили щучьи челюсти, высушенные тушки горностая, на поясе носили медвежьи клыки и когти.

Широкое распространение в народной медицине коми нашли лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев. При простудах и ревматизме больные принимали горячие “муравьиные” ванны; иногда больные конечности погружали в муравейник и подвергали укусам насекомых. Из муравьев, собранных в бутылку и настоянных в теплом месте на спирте, приготовляли мазь для растирания ноющих суставов и обработки краев загноившихся ран. С такой же целью собирали "муравейное масло" — тягучую жидкость желтоватого цвета, появляющуюся на муравейниках ранней весной. Считалось, что только раз в жизни человеку удается увидеть это масло, наделявшееся волшебной силой. Сохранившему находку в тайне и натеревшемуся им масло приносит удачу, излечивает от всех болезней, обеспечивает благополучие и крепкое здоровье. Существовала также примета и при сборе муравьев для приготовления настойки: если муравьи заползают в поставленную на муравейник бутылку, то больному суждено поправиться, если же не суждено, то муравьи в бутылку не залезут.

Своеобразное лекарственное средство приготовляли из земляных червей: их промывали в чистой воде и в плотно закупоренной бутылке настаивали на печи. Полученным "маслом" смазывали раны и язвы для быстрейшего заживления. С этой же целью раны заклеивали кусочками осиного гнезда, паутиной.

Для ускорения созревания всевозможных нарывов, вытяжки гноя к воспаленным местам привязывали высушенных гусениц, прикладывали компрессы из распаренных заячьих или оленьих шкурок. Ижемцы использовали с этой целью тоненькую пленку с мездры шкуры жирного оленя, приклеенную к нарыву при помощи мыла.

Варежки, носки, пояса из собачьей шерсти носили при ноющих мышечных и суставных болях.

С развитием животноводства в народную медицину коми вошли продукты, получаемые от домашних животных, однако в силу традиции, а возможно и в силу действительно большей эффективности для лечения людей старались использовать желчный пузырь, жир, печень медведя, лося, оленя, рыбы, диких гусей, уток и лишь за неимением их употребляли аналогичным образом те же органы коровы, овцы, домашней птицы. Лишь целебные свойства молока и молочных продуктов оценивались высоко, и они широко использовались в практике народного врачевания. Молоко пили при простудах и отравлениях, заболеваниях легких, малокровии, физической слабости и истощении. Им же промывали воспаленные гноящиеся глаза. Считалось, что молоко склеивает кости при переломах. Гнойнички, коросты, ожоги смазывали сметаной и топленым маслом. Из масла, смешанного с древесным дегтем, приготовляли мази для лечения кожных заболеваний. В качестве легкого слабительного употребляли кислое молоко и простоквашу. У женщин простокваша была излюбленным косметическим средством для отбеливания кожи лица и выведения веснушек, а также - укрепления волос. Теплый свежий творог накладывали на чирии и нарывы, а также использовали в форме компрессов при воспалении легких.

Для лечения язвочек, ранок, загноившихся глаз употребляли яичный желток, взбитый до консистенции масла. Смешивая желток с салом и купоросом, приготовляли мазь для заживления язв.

Из костей животных, подвергшихся перегонке в земляной печи, готовили деготь, использовавшийся для лечения ревматизма: им растирали больные конечности, а иногда принимали и внутрь. Считалось, что заживлению переломов способствует порошок из сухих костей.

Часто в практике народного врачевания прибегали к наружному применению некоторых естественных выделений. Свежая моча в виде компрессов употреблялась для лечения гнойничков, ушибов, вывихов, при ломоте и болях в суставах. При порезах, ранах различного происхождения она была первым обеззараживающим средством. Мочой промывали гноящиеся глаза, мыли руки с воспаленной потрескавшейся кожей. Ижемцы заваривали мочой исландский мох и делали компрессы при растяжении мышц, опухолях и ломоте суставов. При ревматизме и простудах рекомендовали компрессы или ванны в согретом конском навозе.

Слюной обрабатывали нитки и ранки при прокалывании ушей, пуповину новорожденному, ею же протирали загноившиеся глаза. Обеззараживающим, ранозаживляющим средством считалась слюна собаки.

Набор лекарственных средств минерального происхождения был сравнительно беден. При простудах горло, грудь, суставы согревали компрессами из горячего песка или золы. Ревматические боли снимали, обмазывая больного горячей глиной. Соленая вода считалась хорошим болеутоляющим средством при сердечных приступах, головных болях. Соль клали в дупло больного зуба, соляные ванны применяли для лечения чесотки и других кожных заболеваний. Бельмо на глазах присыпали порошком из квасцов. Они использовались также как кровостанавливающее средство.

Популярным средством в народной гигиене и медицине была вода, настоянная на золе. Повсюду она использовалась в качестве заменителя мыла для стирки белья, мытья головы. В щелоке принимали ванны больные чесоткой и другими кожными заболеваниями. Золой присыпали различные ранки. Особо целебной считалась зола от сожженных медвежьих зубов, которой присыпали порезы, раны. Для лечебных целей использовались белемниты (куль чунь - чертов палец). Их растирали в порошок и принимали внутрь при желудочных коликах, порошком присыпали порезы, опрелости.

В русских лечебниках имеются сведения об использовании в лечебных целях сгустков нефти ("каменное масло"), находимых в бассейне реки Ухты. Нефть применяли при коростах, кожных заболеваниях, от нательных паразитов; пары вдыхали при кашле, одышке. Жители Вымского бассейна употребляли для окуривания доманик — пропитанный нефтью глинистый сланец, полагая, что "запах его очищает воздух и прогоняет лихорадки и горячки".

Из природных целебных факторов в народной медицинской практике широко использовалась вода некоторых источников и солнечное тепло. Детей, болевших рахитом, в летние солнечные дни выносили на берег реки и грели в речном песке. Целебной считалась вода Синдорского озера — в нем купались при различных кожных заболеваниях, нарывах, порезах, ушибах. Аналогичные сведения имеются об использовании воды из реки Вишеры, источников у с. Межадор (Сысольский район), д. Латьюга (Удорский район). Издавна известностью среди местного населения пользовались Сереговские соляные ключи (Княжпогостский район): при застарелом ревматизме ванны из рассола считались лучшим средством.

Вверх
 
 Народный календарь
       названия месяцев
       промысловый календарь
       символика календаря
 
 Народная метеорология
       календарные приметы
       приметы о погоде
 
 Народная медицина
       этиология заболеваний
       народная фармакология
       традиционная баня
       народные врачеватели
       лечебная магия
 
 Этнопедагогика
       образ ребенка
       этапы взросления
       дети в обрядах

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.