ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

традиционная баня


 
 

© И.В. Ильина

Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являвшаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. Почти каждая крестьянская семья имела собственную баню, хотя нередко ее строили на два-три двора сообща. Располагались постройки обычно группами на конце деревни — на склоне реки или ручья, и лишь изредка, из-за пожароопасности, баню ставили на усадьбе — в самом дальнем углу двора.

В качестве строительного материала использовалась сосна, реже — ель, но предпочтение отдавалось лиственнице — дереву более долговечному и устойчивому к действию влаги. Поэтому при отсутствии возможности поставить из лиственницы всю баню, старались сделать из нее хотя бы нижние венцы сруба. В течение времени подгнившие бревна заменяли и таким образом удлиняли срок службы постройки.

По устройству и размерам традиционные коми бани были довольно однотипными и представляли из себя низкие, 8-9 венцов (около 2 м), без фундамента срубы размерами 2,5х3 или 3х4 м в квадрате с односкатной плоской крышей из подтесанных тонкомерных бревен. Крышу для лучшего сохранения тепла покрывали земляным накатом или дерном. Пол настилали из досок, оставляя между ними зазоры для стока воды под пол, а оттуда — в имеющееся в срубе отверстие. Иногда к бане пристраивали предбанник, обычно самого простого утройства: в одних случаях он имел вид прируба к собственной бане, в других - устраивался в виде летней загородки из жердей и досок. В предбаннике на земляной пол клали несколько досок, устанавливали скамью для раздевания и укрепляли жердь для развешивания одежды. Чаще же предбанников вообще не было, и моющиеся раздевались на улице или прямо в бане. Для развешивания одежды в стене вбивались деревянные гвозди, а около двери устанавливалась высокая узкая лавка.

Отапливались бани по-черному. Огонь разводился в печи, сложенной из собранных у реки или ручья камней: на поставленные в виде свода крупные плоские камни насыпались более мелкие булыжники, которые во время топки раскалялись докрасна. Чтобы стенки бани не загорались, между ними и каменкой насыпалась земля. Во время топки дым выходил в приоткрытую дверь и в прорубленное в боковой стене отверстие — дымоволок. Когда камни накалялись и дрова прогорали, дымоволок закрывался плотно пригнанной дощечкой или куском пакли. Для подогрева воды в каменке укрепляли большой чугун. До начала XX в. воду нагревали и в деревянных корытах, куда при помощи специальной лопаточки опускали раскаленные на каменке булыжники. Парились на невысоком (около 1 м), расположенном вдоль стены, полке; у противоположной стены стояла скамья с тазами или корытом для мытья, а также деревянная кадушка для холодной воды (Сергель, 1928, Мельников, 1853, Налимов, 1926).

С необходимостью благоустройства быта охотников, многие месяцы находившихся в тайге на промыслах, связано существование конструкции полустационарной баньки, которую сооружали в промысловых угодьях. Ее стены строили из двух рядов колотых досок, между которыми клали бересту или пихтовую кору. Внутри находилась печь-каменка, а рядом скамья, на которой парились. Если в угодье не было отдельно построенной баньки, то парились на нарах в охотничьей избушке, которая, впрочем, мало чем отличалась от традиционной бани (Конаков, 1983, с.60).

В повседневной жизни баня использовалась как средство личной гигиены. Для поддержания чистоты тела обязательной для всех считалась еженедельная субботняя баня, порядок посещения которой был строго регламентирован: в первую очередь шли мужчины, затем женщины с детьми. Принято было ходить и семьями. Часто баню топили два-три раза в неделю, а в страдную пору и ежедневно, поскольку ничто так не снимало усталость и не восстанавливало силы после тяжелого физического труда как посещение парной. Главной целью банной процедуры было парение. "В баньке не столько моются, сколько парятся, нещадно хлеща себя вениками," — отмечали наблюдатели крестьянского быта (Сергель, 1928, с.22). Начало заготовки веников приурочивалось к Иванову дню. Запрет ломать березовые ветки до этого срока объяснялся рациональным образом: считалось, что до Иванова дня листья у березы клейкие. Заготовленные впрок из мягких и гибких березовых веток веники перед началом парения замачивали в холодной воде и распаривали над каменкой. Для повышения температуры и образования пара на раскаленную каменку плескали воду, а иногда для приятного запаха - хлебный квас. Парение с веником, а также применение мочалок из пеньки и в южных районах из лыка способствовало лучшему очищению тела. Печорские охотники для этой цели изготавливали специальный деревянный скребок на длинной ручке. В качестве заменителя мыла использовали щелок, приготовленный из золы, и размельченную лиственную губку. Для стирки употребляли мыло домашнего изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала и кишок с древесным щелоком. Голову мыли щелоком, настоем чаги, ополаскивали настоем ромашки, а при паразитах — настоями чемерицы, багульника, аконита. Под действием пара и высокой температуры своеобразную дезинсекцию проходила одежда, развешанная в бане на специально вбитые для этой цели гвозди.

Закаливающее и укрепляющее значение имел обычай после парения, в зависимости от времени года, обливаться холодной водой или растираться снегом: "даже зимою в жесткий мороз зыряне выскакивают на снег и катаются по нему голые, не ощущая некоторое время холода" (Сергель, с22).

С раннего возраста старались привить любовь к бане детям. Их мыли и парили с особыми заговорами-пожеланиями. Поглаживая ребенку спину веником, бабушка нашептывала:

 

“Вöрö мунны - не вошны,

Ваö пырны - не войны,

Пу вылö кайны - не усьны.

 

В лес пойти - не потеряться,

В воду забраться - не утонуть,

На дерево залезть - не упасть.

 

Паря мальчиков, будущих охотников, приговаривали:

 

“Кокö, кокö котöрт,

Чöдья-пувья ягö,

Озъя тыла вылö,

Мырпона егырö,

Тшака раскö,

Сьöлаö нэрö,

Ура пармаö,

Дозмера ягö.

Кыйсьы да вийсьы,

Ставсö чукöрт да,

Семьятö верд да юктал.

 

Ножки, ножки, бегите

В бруснично-черничный бор,

На земляничную подсеку,

В морошковый болотистый лес,

В грибную рощу,

В рябчиковый подлесок,

В беличью парму,

В глухариный бор.

Охотничай, промышляй,

Много добра домой принеси,

Семью свою корми-пои. (Ветошкина, 1982, с.93-94)

 

Широко применялась парная баня для лечения всевозможных заболеваний, что нашло отражение в народных поговорках: "Пывсян ставсö веськöдö (Баня все правит), "Пывсяныд висигад бальзам моз лöсялö- (Баня для больного все равно что бальзам)", "Пывсян код мам (Баня - вторая мать)", "Пывсян ставсö бурдöдö (Баня все лечит)”. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав. Длительное время в народной медицинской практике сохранялся архаичный способ нагрева воды с помощью мелких булыжников, лежащих поверх каменки: периодически подкладывая горячие камни в бочку с отваром, поддерживали необходимую для лечения температуру.

В ряде случаев лечение теплом проводили в доме. При фурункулах, зубной боли, заболеваниях простудного характера к больному месту прикладывали мешочки с горячей золой, песком, солью, овсом, ставили травяные и жировые компрессы. При простудах больного прогревали на печи, в Прилузье - укрывая его распаренной овсяной соломой. Полезным считалось прогревание подошв стоп: для этого больной босыми ногами вставал на нагретый камень, песок.

В бане костоправы осуществляли лечение различныха травм. Предварительно распарив больного, растерев его маслом или жиром, они вправляли вывихи, делали массажи при растяжении мышц, ушибах, простуде, ломоте в суставах, надсаде. На застарелые ушибы накладывались компрессы из льняного семени. В сложных случаях прогревание и массаж повторялись в течение нескольких дней.

Довольно часто массаж применяли при опущении органов брюшной полости. Для лечения надсады ставили также банки (банкааяс тэчны): костоправка растирала живот жиром, на пуп клала кусочек хлеба с воткнутым в него огарком свечи, затем поджигала свечу и накрывала банкой, которая плотно присасывалась к животу. Иногда "поправляли пуп" другим способом: больной и лекарь становились спиной к друг другу, и костоправ, захватив пациента за локти, приподнимал и встряхивал его. После этих процедур на живот накладывалась фиксирующая повязка из полотна (льняное полотенце), удерживающая внутренние органы в приподнятом состоянии. Больному рекомендовался физический покой, но поскольку соблюдать его в условиях деревенской жизни было сложно, то процедуру лечения приходилось периодически повторять.

Массажем пытались лечить головные боли, головокружения, вызванные, по народным представлениям, "смещением мозга" после ушиба, резкого поворота головы. Костоправ отметками на шнурке, повязанном вокруг головы, измерял расстояние от середины лба до ушей и от ушей до затылочного бугра. Если часть шнура оказывалась длиннее, то, усадив больного, костоправ массировал голову, затем с силой сжимал ее со всех сторон, как бы придавая голове "правильную форму". Правили голову и иным способом: больной держал зубами решето, а костоправ постукивал справа и слева по решету. Считалось, что при потряхивании головы "мозг встает на место", и боли прекращаются. Часто такой массаж, несмотря на наивное объяснение причин болей и принципа лечения, облегчал состояние больного. При головных болях рекомендовалось массировать также большой палец руки.

Своеобразные приемы были выработаны народными врачевателями для лечения переломов. После тщательного осмотра места травмы костоправ вправлял поврежденные участки и накладывал легкую шину из бересты или тонких дощечек, которые укреплялись тесемками. Шина ежедневно снималась и место перелома массировалось легкими покалывающими движениями щеткой из щетины. Затем вновь накладывалась повязка. Если перелом был открытый, то осколки удалялись, рана обрабатывалась отварами трав, присыпалась порошком из белемнитов и бинтовалась мягкой тканью. Шины в таких случаях также были временными и периодически снимались, костоправ постоянно контролировал, правильно ли срастается кость.

Ряд приемов врачевания был обусловлен представлениями о причине болезни как "скоплении дурной крови" и для устранения ее в народной практике применялась процедура кровопускания, выполнявшаяся преимущественно в бане. Место кровопускания на теле распаривалось, на вскрытый сосуд накладывался коровий рожок с отверстием для высасывания воздуха, а после окончания процедуры - тугая повязка.

Известна была процедура прижигания: плоский кружок из сухой березовой губки клали на больное место и поджигали. Если больной чувствовал боль, считалось, что в том месте нет скопления дурной крови, и губку передвигали по телу до тех пор, пока она не отскакивала сама собой. Это считалось признаком скопления дурной крови. Тогда губку снова прикладывали к этому месту и выжигали тело. Из образовавшейся раны вытекала черная сгустившаяся кровь, потом начиналось гноетечение, и в таком виде рану поддерживавали до тех пор, пока больной не получал облегчения, затем с помощью трав рану заживлялли.

От ненцев, видимо, был заимствован ижемцами способ лечения воспаления глазных век. Весной, после того, как глаза в продолжение всей зимы подвергались действию снега и дыма от костра, разводимого в чуме, у заболевшего появлялась резкая боль в висках и орбитах глаз, светобоязнь. Ненцы считали, что это происходит от сильного прилива крови к глазам. Чтобы избавиться от болей, они обычно надрезали верхние веки ножом и выпускали кровь: для этого больного укладывали на спину, врачеватель выворачивал ему веки и делал надрезы. Затем к надрезам прикладывали комочки снега, которые впитывали в себя кровь.

Наряду с общераспространенными приемами лечения наиболее искусные врачеватели владели своими индивидуальными навыками оказани лечебной помощи, особенно травматологической.

Вверх
 
 Народный календарь
       названия месяцев
       промысловый календарь
       символика календаря
 
 Народная метеорология
       календарные приметы
       приметы о погоде
 
 Народная медицина
       этиология заболеваний
       народная фармакология
       традиционная баня
       народные врачеватели
       лечебная магия
 
 Этнопедагогика
       образ ребенка
       этапы взросления
       дети в обрядах

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.