О ритуальном статусе детей |
В.Э.Шарапов Д.А. Несанелис © 1995 Н.И.Дукарт, изучавшая святочные обряды коми, описала интересное гадание с участием детей, приуроченное к Васильеву дню. Поздно вечером в канун Васильева дня, они искали на полу зерно, и если находили его, то считалось, что год будет урожайным, в противном случае - неурожайным [Дукарт Н.И., 1975, с.100]. Пространтственно-временная организация святочных гаданий способствовалаактуализации представлений о противопоставлении чужого и своего, мира предков и мира живых. Особое значение эти оппозиции приобретали на стыке старого и нового года. Поэтому участие детей в гадании именно Васильего дня (первое января старого стиля) оказывается важным аргументом в пользу идеи о том, что дети, по народным представлениям, могли вступать в контакт с предками легко и непринужденно. Эта идея отразилась в некоторых коми быличках, повествующих о том, что дети, унесенные нечистой силой, попадают на время в страну усопших предков. Возвращаясь домой, дети - герои быличек, рассказывают, что были все это время у родных, ели - пили за праздничным столом или катались с родственниками на санях (ср.: отождествление в русских народных верованиях понятий праздник и безвремение, смерть, выявленное на основании анализа значительного этнолингвистического материала Т.А.Бернштам). Взрослых же героев подобных быличек нечистая сила, как правило, таскает несколько дней по реке (т.е. по символической границе между мирами, которая, что особенно важно, остается все-таки непреодаленной) и затем выбрасывает на берег в нескольких километрах от селения.Излагаемые идеи, можно полагать, отчасти перекликаются с известными строками О.Э.Мандельштама: О, как мы любим лицемерить И забываем без труда То, что мы в детстве ближе к смерти Чем в наши зрелые года. Представления об особой связи детей с загробным миром отчетливо проявляется в типологически сопоставимом хантыйском космогоническом предании, в котором Светлый Отец (демиург) рассуждает о строении мира: Мертвый мир я изначально предписал... если его не предписать, где тогда поместятся подрастающие девочки и подрастающие мальчики?..[ Мифы, предания, сказки хантов и манси . М., 1990, С.291]. Анализируя ритуальный статус детей, известный знаток народной культуры коми В.П.Налимов отмечал, что дети и старики часто рассматриваются сельским миром в качестве сильных и умелых лекарей, способных помочь тяжелобольным людям [Налимов, 1991, с.21].Интересно, что если в качестве лекаря приглашали старуху, то предпочтение, согласно Налимову, отдавали женщине, живущей за ручьем или рекой. В этом предписании, акцентирующем тему реки как мифологической границы, проявились верования о связи знахарей с предками, в мире которых, как предполагалось, находились опыт и мудрость. Учитывая это, символическое сближение таких возрастных категорий как дети и старики представляется весьма выразительным. Следует подчеркнуть, что иногда целительные способности детей оценивают даже выше стариковских. В.П.Налимов полагал, что такая иерархия построена на категориях достижения половой зрелости и утраты сексуальной активности. Если старики уже не вступали в половые контакты, то дети еще не достигли соответствующего рубежа [Налимов, 1991, с.21]. Это наблюдение согласуется с данными А.С.Сидорова, по которым коми крестьяне во время отхожих промыслов заболевших лечили мочей подростка, еще не знавшего женщин [Сидоров А.С., 1928, с.91]. Вероятно, символическая бесполость определенным образом ассоциировалось как с понятием ритуальной чистоты, так и с предполагаемым характером загробной жизни. Литература Дукарт Н.И. Святочная обрядность коми конца ХIХ - нача-ла ХХ веков. // Традиционная культура и быт народа коми. Сык-тывкар, 1978 . Мифы, предания, сказки хантов и манси . М., 1990. Налимов В.П. К вопросу о первоначальных половых отноше-ниях у зырян // Семья и социальная организация финно-угорскихнародов. Сыктывкар, 1991. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народовкоми. Л., 1928 Опубликовано в работе:Д.А.Несанелис, В.Э.Шарапов ТЕМА СМЕРТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ДЕТСКИХ ИГРАХ КОМИ. Сыктывкар,1995 . (Серия препринтов, Научные доклады Коми научный центр УрО Российской академия наук ). С.4-6 |
|