ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Гöг


 

пуп, пупок

Ср. также к.-з. слова гöгöр "кругом, вокруг" c архаической семантикой пуп = центр. Ср. удм. му гогы "пуп земли, земной центр". В традиционной для к.-з. и к.-п. концепции человеческого организма Г. выступает одним из внешних средоточий тела взрослого человека (внутренние центры - сердце и печень). Отметим, что у младенца таким средоточием считается темечко, по виду которого судят о состоянии здоровья ребенка. Вместе с тем у к.-з. и к.-п. существует ряд обрядов, основанных на представлениях о том, что будущее младенца можно предопределить через символическое воздействие на его гöг сюрöс (пуповину). (См.: Гöгинь, Кага вайöм, Пеж, Шыр.) По своему физиологическому статусу Г., так же как и подмышки (Киняув) занимает как бы пограничное положение между внутренними и внешними органами человека. Такая амбивалентность во многом обуславливает и символическое осмысление его функций: согласно поверьям к.-з. общее состояние здоровья человека можно легко определить по характеру "скрипа" в пупе и степени его опущенности. У к.-з. зафиксирован лечебно-диагностический ритуал гöг мурталöм "измерение, правка Г.", в ходе которого тöдысь ставит большой палец правой руки на Г. и совершает вращательные движения по оси Г., слегка надавливая на него и прислушиваясь к "скрипу" и одновременно определяя "глубину" Г.. Если обнаруживаются какие-то отклонения от нормы, тöдысь проводит ритуал выравнивания Г.: на Г. ставится кусочек ржаного хлеба, в который втыкается три зажженные церковные свечи, которые затем накрываются сверху стеклянным стаканом. В результате происходит реальное поднятие области Г.. Аналогичная процедура проводится с целью лечения пупочной грыжи (ыджыд гöг). В народной медицине к.-з. одним из наиболее эффективных методов лекарственного лечения организма человека считается нанесение того или иного снадобья непосредственно на Г. В поверьях к.-з. фрагмент отпавшей и высушенной пуповины младенца считается лучшим оберегом для его матери (см.: Вуджöр). В фольклорных текстах к.-з. и к.-п. Г. выступает метафорой "следа" - см. загадку: гумла вылын чань кок туй "на гумне след от копыта жеребенка". О крепкой дружбе между людьми у к.-з. говорят: гöг сюрöснас öтилаö кöртасьöмаöсь "пуповиной вместе связались".

Лит: КЭСК 1979; Напольских 1995; Налимов 1908; Плесовский 1975; ПМА.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Гадайтчöм
       Гажтöм
       Гань Иван
       Глöт
       Гöг
       Гöгинь
       Гöгöра
       Гулень
       Гуна чуд
       Гундыр
       Гыр

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.