Гыр |
Этимология слова Г. достаточно прозрачна: общеп. gur "ступа", доперм. kure "долблёная деревянная посудина", доперм. kьre "долблёная деревянная посудина". Ср. также к. гырк "полость", к. горс "дупло", лл. сс. гыркöс, вв. гуркöс "лодка-долблёнка или неустойчивая, узкая лодка", фин. kuiri "длинная долблёная лодка", ю.-з. диал. фин. kuiri "большая ложка, ковш, плоскодонная лодка". Г. придавалось важное значение в свадебной обрядности к.: в первый свой приход сваты роняют в сенях Г., стучатся ею в двери или бьют по ней палкой со словами "Невеста, вöрзьы" "Невеста, сдвинься", в некоторых районах жених при этом садится на Г.; на верхней Вычегде жениху, пришедшему на колип (посиделки перед свадьбой, девичник), Г. привязывали к спине и так выгоняли его; на средней Сысоле (с. Кибра) существовал обряд Г. майкöм "толчение в ступе", которое заключалось в том, что жених с друзьями поднимали ступу на скамейку для воды в куте в доме невесты, доверху наполняли остью, а затем этой остью осыпали всех присутствующих. Опрокидывание Г. рассматривалось как нарушение устоев семьи невесты, на что указывает и то, что в районах, где Г. не фигурирует в свадебном обряде, сваты сдвигали стол с вышеупомянутыми словами "невеста, сдвинься". В связи с этим вызывает интерес то, что у к.-з. сожительство без венчания называлось "Г. гöгöр гöгралöмöн гöтрасьöм" "брак кружением вокруг ступы"" или "Г. гöгöр венчайтчöм" "венчание вокруг ступы", а в детской и посиделочной игре "Гöтрасьöм" "женитьба", Г. играет роль аналоя. При покупке лошади на средней Вычегде, её трижды обводят вокруг Г., и кормят из Г. ячменем, что должно привязать животное к новому дому и отдать под охрану олыся (домового). Таким образом, Г. рассматривалась как символ семьи, дома, домашнего очага. Г. в фольклоре и представлениях к. выступает "заместителем" человека. Так, колдун, отправляясь на промысел, оставлял на супружеской постели вместо себя Г.. В сказках о похищенных медведем-оборотнем девушках или в эпизодах, связанных с погоней, герои оставляют вместо себя ступу, обвязав её платком и плевками обозначив глаза и рот. Часто Г.-"заместитель" героя падает с чердака (полатей) и убивает врага. В загадках Г. связывается с образами человека, медведя, является метафорой туловища, чрева: "Мыр, мыр вылас Г. , Г. вылас шар, шар вылас вöр. - Морт." "Пень, на пне - ступа, на ступе - шар, на шаре - лес. - Человек."; "Быд керкаын юртöм Педöсь. - Г." "В каждом доме безголовая Федосья. - Г."; "Быд керкаын ош туша. - Г." "В каждом доме медвежья туша. - Г.". Инвективы "картöм Г." "недоделанная ступа", "Г." "ступа" означают человека неуклюжего, некрасивого. Часто в загадках и речевых оборотах, связанных с образом Г., просматривается эротический и магический подтекст, при этом Г. соотносится с вульвой, тоин (пест) - с пенисом, на что указывают слова тойны, тойсьыны букв. "толочь", иносказ. "совокупляться, совершать половой акт; колдовать, заниматься колдовством". В к. сказках Ёма, в отличие от русской Бабы-Яги, не летает в ступе, но в некоторых вариантах, танцует в Г., совершая магические действия. Лит.: Налимов Материалы..., Плесовский 1968, Семёнов 1990, Сидоров 1928. И.И. Уляшев. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |