|
В колдовском эпосе, который особенно популярен у к.-з., легенды о Т. в основном подразделяются на два цикла: борьба с Т. Стефана Пермского, в которой он сам предстает в роли Т., еще более могущественного, чем его противники, и единоборства Т. друг с другом. Общей для всех Т. чертой была их неуязвимость для обычного оружия. Они обладали властью над природными стихиями. Так, Т. Паляйка, Тунныръяк, Шыпича могли длительное время находиться под водой, передвигаясь на большие расстояния. По воле Т. Ошлапей и Кöрт-Айка на реке появлялись огромные волны. По воле Т. Мелейка и Паляйка происходили наводнения. Т. Паляйка и жилище Т. Лупарья были неуязвимы для огня и т.д. Ошлапей мог превращаться в медведя и щуку, а Лупарья — в волка, по его приказу на преследователей набрасывались стаи волков и медведей. Он же и Т. Кыска собирали в одном месте столько рыб, что останавливались лодки. Многие легенды о Т. имеют топонимический характер. Лит.: Доронин 1947, Плесовский 1979, Рочев 1984, Сидоров 1928. Н.Д. Конаков | |