Турун пуктан кад |
Т.п.к. у к.-з. и к.-п. начинался с Петрова дня (29 июня ст. ст.). По народным поверьям, до Петрова дня нельзя было брать в руки косу. Если была необходимость в заготовке зелёного корма до этого дня, то траву не косили, а срезали серпом. Заготовка сена была одной из важнейших сельскохозяйственных работ. Ещё во время "петровок-голодовок" (Петрова поста) приводился в порядок инвентарь. Женщины и девушки выходили на покос одетые по-праздничному. Перед выходом на луга в церквях начало страды благословляли священники. В первый день Т.п.к. женщины, чтобы не болела спина, привязывали к пояснице клок сена и произносили заговор, в котором просили Бога дать здоровья для работы. Завершался Т.п.к. лишь к Ильину дню (20 июля ст. ст.). После окончания стогования произносились заговоры для защиты собранного сена от воров и огня, в честь окончания Т.п.к. варилась обрядовая каша чомöр. Для приготовления этого праздничного блюда вначале растапливалось масло, с ним перемешивали ячменную муку и обжаривали её на огне. Затем горячей водой её разводили до необходимой густоты. У удорских к.-з. обрядовая каша в честь окончания Т.п.к. называлась косаа рок "каша косы". Лит.: Конаков 1993, Старцев 1929, Шляпин 1921. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |