Тшынöдöм |
Т. широко применялся в быту, промысловой и хозяйственной деятельности, лечебной практике для изгнания или отпугивания злых духов, устранения результатов их вредоносной деятельности, очищения от бытовой нечистоты. Чаще использовали дым от можжевельника, очищающее действие которого как бы усиливалось за счет устрашающего злых духов треска горящих веток. В качестве магических средств использовали также древесный мох-бородач, собранный в лесу с 12 елей, паутину из углов подполья, щучьи зубы, кору с жердинки ворот, вомидз турун "сглаз-трава" (линнея северная); доманик (пропитанный нефтью сланец), при горении издающий чрезвычайно тяжелый и неприятный запах. При лечении порчи и сглаза стремились достать стружки с порога или ступеней лестницы, ведущей в подполье, в доме колдуна, волосы или кусочек одежды человека, подозреваемого в колдовстве. Собранное поджигали ранним утром от первого огня в печи, окуривали больного, приговаривая: Урок да вомидз вöтламö "Урок и сглаз прогоним", и остатки магических средств выбрасывали в печь. Объяснялось, что дым и неприятный запах заставит болезнь покинуть тело больного, и поэтому его не только со всех сторон окуривали, но и заставляли дышать дымом. В других случаях, не переступая порога бани, собирали с пола мусор, оставшийся после парения, поджигали его на улице и перешагивали через дымящуюся кучку мусора со словами: Кодi сетiс, мед сiйö бöр и босьтас "Кто дал, тот пусть обратно и забирает". При трудных родах женщину окуривали дымом от стружек с трех порогов дома, приговаривая: Кыдзи тшыныс сотчö, мед сiдзжö ставыс сотчас-мунас: урöсыс и вомидзыс "Как дым горит, пусть также все сгорит-уйдет: уроки и порчи". Иногда, желая предотвратить возможность сглаза или порчи, заранее запасали мышиное гнездо. Во время родов его поджигали и окуривали роженицу со словами: Кыдзи шырыс рöдитö — некод оз аддзы, мед сiдз жö некод оз аддзы "Как мышь рожает — никто не видит, пусть также (роды) никто не увидит". При лечении скота его окуривали дымом от сора, собранного у трех порогов и лестниц дома, в котором живет предполагаемый виновник сглаза и порчи. В случае неудачной рыбной ловли, вымские к.-з. раскладывали на берегу большой костер, в который бросали кусочки стелек и лоскутки одежды, охапку хвороста из леса, тину из реки, приговаривая: "Если из воды (причина) — в воду, из леса — в лес, а если из-за человека — в огонь", а затем трижды перепрыгивали или обходили костер, обязательно проходя сквозь дым. С помощью Т. очищались перед началом охотничьего сезона: для этого ижемские и пижемские охотники перед выходом на промысел клали в особую плошку с горячими углями богородскую траву, обкуривали себя на пороге своих сеней, после чего переступали порог и направлялись в дорогу. Старики для очищения от всего нечистого окуривались дымом регулярно. Чтобы гарантировать себе охрану от сглаза и порчи на целый год, окуривались дымом от можжевельника, принесенного ранним утром Страстного четверга. Этим дымом, желая обеспечить благополучие и достаток в доме, очищали также жилище, хозяйственные постройки, посуду для молока, скотину. Перед первым выгоном скота у церквей зажигали парные ряды костров и прогоняли весь домашний скот сквозь дым от брошенного в огонь можжевельника. Особая сила приписывалась дыму от "живого огня", зажженного трением (дзурк би). Его получали путем трения двух кусков дерева, дверного косяка кожаным ремнем или при помощи специального буравчика. Дымом от костров, разведенных таким огнем посреди деревни, окуривались при эпидемиях, сквозь него прогоняли скот в случае массового падежа. Лит.: Ильина 1997, Сидоров 1928. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |